16 июля 2014 г. |
Дело N А42-3177/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Никитушкиной Л.Л., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" Громова К.А. (доверенность от 23.12.2013 N 03/02), от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Недоборовского В.В. (доверенность от 13.02.2014 N 4), от Управления по тарифному регулированию Мурманской области Шиловой А.Б. (доверенность от 26.05.2014 N 25),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2013 (судьи Алексина Н.Ю., Востряков К.А., Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А42-3177/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (место нахождения: Москва, ул. Знаменка, 19, ОГРН: 1097746448315; далее - Общество) в лице филиала "Северный" (место нахождения: г. Североморск, ул. Пикуля, д. 4) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению по тарифному регулированию Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН: 1045100171511; далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе внесения изменений в постановление от 20.06.2011 N 25/1 "О гарантирующем поставщике на территории Мурманской области". В качестве способа устранения нарушенных прав заявитель просил обязать Управление внести изменения в указанное постановление, приведя его в соответствие с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), или принять новый акт (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада"), общество с ограниченной ответственностью "Арктик-энерго" (далее - ООО "Арктик-энерго"), общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (далее - ООО "Русэнергосбыт").
Решением от 06.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2014 решение от 06.12.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 06.12.2013 и постановление апелляционной инстанции от 25.03.2014.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и ОАО "МРСК Северо-Запада" просят оставить решение от 06.12.2013 и постановление апелляционной инстанции от 25.03.2014 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Управления и ОАО "МРСК Северо-Запада" - доводы, изложенные в отзывах на нее.
ООО "Арктик-энерго" и ООО "Русэнергосбыт" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, согласно постановлению Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 23.10.2006 N 28/1 (в редакции постановления от 25.04.2012 N 21/3) одним из гарантирующих поставщиков на территории Мурманской области признано Общество, определенное распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющее энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Постановлением Управления от 20.06.2011 N 25/1 (в редакции постановления от 25.04.2012 N 23/1) границы зоны деятельности гарантирующего поставщика Общества согласованы в границах балансовой принадлежности электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и расположенных в административных границах территории Мурманской области, в пределах точек поставки, определенных в отношении потребителей электрической энергии, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с соглашениями об определении зоны деятельности Общества в качестве гарантирующего поставщика.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.06.2012 N 371-э Общество включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
В связи со сменой с 01.03.2013 на территории Мурманской области гарантирующего поставщика (ОАО "Колэнергосбыт" лишено статуса субъекта оптового рынка на основании решения наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 21.02.2013 N 5/2013 и утратило статус гарантирующего поставщика), а также присвоением приказом Минэнерго России от 22.02.2013 N 68 статуса гарантирующего поставщика ОАО "МРСК Северо-Запада", Общество в лице его филиала "Северный" обратилось в Управление с заявлением о пересмотре зоны его деятельности. Общество указало на прекращение действия соглашения с гарантирующим поставщиком об определении зоны деятельности на территории Мурманской области и просило привести постановление от 20.06.2011 N 25/1 в соответствие с пунктом 198 Основных положений N 442, изложив описание границ зоны согласно информационному письму ФСТ России от 13.07.2011 N СЕ-5375/14.
Управление, рассмотрев обращение, направило ответ от 21.03.2013 N 06-04/613-ВГ, указав на возможность изменения границ только после расторжения соглашений об определении зоны деятельности Общества в качестве гарантирующего поставщика, заключенных Обществом с ОАО "Колэнергосбыт", ООО "Арктик-энерго" и ООО "Русэнергосбыт" на основании совместного письменного заявления об изменении границ зон деятельности.
Общество, расценив такой ответ как решение об отказе внести изменения в постановление Управления от 20.06.2011 N 25/1, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Порядок определения и изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков содержится в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) и Основных положениях N 442.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по участию в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении по тарифному регулированию Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 N 311-ПП (далее - Положение N 311-ПП), Управление является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
Исключением является регулирование цен (тарифов), относящееся к полномочиям других органов исполнительной власти Российской Федерации и Мурманской области, а также органов местного самоуправления.
Таким образом, суд правомерно определил, что Управление обладает правом принятия решений по вопросам определения или изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, следовательно, отказ в принятии соответствующего решения, которым является ответ Управления от 21.03.2013 N 06-04/613-ВГ, также мог быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
На момент обращения с заявлением от 21.02.2013 N ИС-18-05/305 границы зоны деятельности Общества, а также иных гарантирующих поставщиков Мурманской области были согласованы и установлены Управлением в постановлении от 20.06.2011 N 25/1 "О гарантирующем поставщике на территории Мурманской области".
Данный акт принят на основании подпункта "д" пункта 36, пунктов 93-96 Основных положений N 530. При этом границы зоны деятельности Общества в постановлении были определены, в том числе в соответствии с соглашениями об определении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, приложенными к заявлению Общества от 23.09.2011 N 05/3833 (в дополнение к заявлению от 24.05.2011 N 05/1601), что не оспаривается заявителем.
Постановление от 31.08.2006 N 530 признано утратившим силу в связи с принятием Постановления от 04.05.2012 N 442, в соответствии с пунктом 198 которого гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу настоящего документа являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика. Этим же пунктом установлено, что границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу настоящего документа.
С учетом того, что постановление от 20.06.2011 N 25/1 на момент вступления в законную силу Основных положений N 442 являлось действующим и что в материалах дела отсутствуют сведения о расторжении или признании недействительными соглашений об определении зоны деятельности, заключенных в 2011 году Обществом с другими гарантирующими поставщиками, осуществляющими деятельность на территории Мурманской области, основания для внесения изменений в постановление от 20.06.2011 N 25/1 или принятия нового решения по спорному заявлению Общества у Управления отсутствовали.
Судом установлено, что Общество при определении границ зоны своей деятельности само внесло коррективы, касающиеся количества обслуживаемых им потребителей. После того как ОАО "Колэнергосбыт" утратило статус гарантирующего поставщика, обслуживание его потребителей в полном объеме перешло к новому гарантирующему поставщику - ОАО "МРСК Северо-Запада". Данные, свидетельствующие о том, что произошедшие изменения каким-либо образом повлияли на границы зоны деятельности Общества, в дело не представлены.
Основания для внесения изменений в постановление от 20.06.2011 N 25/1 или принятия нового решения по заявлению Общества у Управления отсутствовали.
Таким образом, считая правильным вывод суда об отказе Обществу в удовлетворении заявленных им требований и не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А42-3177/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.