23 июля 2014 г. |
Дело N А26-1241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Кустова А.А., Ломакина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карелгаз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2013 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 (судьи Шестакова М.А., Кашина Т.А., Мельникова Н.А.) по делу N А26-1241/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Карелгаз" (место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, д. 22, ОГРН: 1021000507725; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Медвежьегорского городского поселения (место нахождения: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 22, ОГРН: 1051002568341; далее - Администрация) о взыскании 130 160 руб. 25 коп. задолженности по оплате оказанных за период с июня 2011 по декабрь 2012 года услуг по техническому обслуживанию системы газоснабжения, включающую в себя подземную резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущие от неё к жилым домам газопроводы низкого давления, расположенные по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Горького, д. 22.
Решением от 20.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.04.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 20.06.2013 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2014. Податель жалобы указывает на то, что факт оказания услуг подтверждается материалами дела.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по ул. Горького, 22 в городе Медвежьегорске Республики Карелия расположены подземная групповая резервуарная установка сжиженного углеводородного газа (далее - ГРУ) и идущие от неё к жилым домам газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение многоквартирных домов N 10, 12 по ул. Дзержинского и 22 по ул. Горького в г. Медвежьегорске.
Общество, как газораспределительная и газоснабжающая организация, осуществляет подачу газа гражданам-потребителям, проживающим в упомянутых домах, газоснабжение которых осуществляется посредством данной ГРУ. В исполнительной технической документации 1988-1989 г. на газификацию жилых домов (т.1, л.д.60-81) заказчиком работ по монтажу подземной резервуарной групповой установки сжиженного газа указана Кемская дистанции гражданских сооружений, в настоящее время не существующая.
Сведений о принадлежности (собственнике, владельце) кому-либо данной ГРУ на момент рассмотрения спора в дело не представлено. Договор на техническое обслуживание газовых сетей и оборудования газовой подземной установки, расположенной по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Горького, 22, в деле отсутствует.
Ссылаясь на то, что в период с июня 2011 по декабрь 2012 года Общество осуществляло техническое обслуживание данной подземной установки в соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 N 9, и понесло затраты, а лицом, ответственным за эксплуатацию установки и платежи за ее обслуживание, является Администрация, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установлено судом по материалам дела, спорная система газоснабжения не имеет собственника, в связи с чем являются бесхозным имуществом.
Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", который определяет правовые, экономические, организационные основы отношений в области газоснабжения. Статьей 7 Закона установлено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 5.1.1 "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления", утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектив; систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил; иметь (при необходимости) договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов; обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные настоящими Правилами.
В спорный период действовал утвержденный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003 N 259 Стандарт отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки" (далее - Стандарт отрасли).
Разделом 10 Стандарта отрасли регламентировано техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, а разделом 11 -обслуживание резервуарных и баллонных установок сжиженных углеводородных газов.
Резервуарная установка ко внутридомовому газовому оборудованию не относится.
Вывод апелляционного суда о том, что именно конечные потребители - граждане должны вносить платежи за газоснабжение посредством установления для них соответствующих регулируемых тарифов, является необоснованным.
В целях соблюдения Стандарта отрасли, а также иных нормативно правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности и содержания названного газового оборудования в надлежащем состоянии необходимо выполнять комплекс мероприятий, включающий систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов в исправном и безопасном состоянии.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в том числе относится организация газоснабжения в границах поселения. Вопросы в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации также относятся к компетенции органов местного самоуправления.
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иными словами, Орган местного самоуправления в случае выявления на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа, бесхозяйных газопроводных сетей и их составляющих, не имеющих эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по обслуживанию указанного хозяйства.
Таким образом, вывод суда об отсутствии у Администрации обязанностей по оплате оказанных Обществом услуг по обслуживанию ГРУ, кассационная инстанция считает необоснованным и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Оценка правомерности произведенного Обществом расчета стоимости услуг по содержанию газового оборудования судом не давалась.
При таком положении кассационная инстанция считает судебные акты подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить фактические обстоятельства дела и в соответствии с установленным разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу N А26-1241/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.