28 июля 2014 г. |
Дело N А26-4974/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от Федеральной таможенной службы Пивишева А.В. (доверенность от 18.12.2013), от Карельской таможни Пивишева А.В. (доверенность от 22.07.2014), от Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. (доверенность от 27.02.2013),
рассмотрев 28.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.01.2014 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 (судьи Есипова О.И., Протас Н.И., Семенова А.Б.) по делу N А26-4974/2013,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 2, ОГРН 1021000538481 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ОГРН 1037739085636 (далее - Минфин России), о взыскании 5 592 957 руб. убытков, возникших в результате предоставления жилых помещений сотрудникам таможенных органов.
Определением суда от 05.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Федеральная таможенная служба (далее - ФТС), Карельская таможня, Министерство финансов Республики Карелия, Управление федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 10.01.2014 исковые требования удовлетворены; с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взысканы убытки в сумме 5 592 957 руб.
Постановлением апелляционного суда от 15.04.2014 резолютивная часть названного решения изменена, убытки в размере 5 592 957 руб. взысканы с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.01.2014 и постановление от 15.04.2014.
По мнению подателя жалобы, надлежащим ответчиком по делу является ФТС; факт причинения ответчиком убытков истцу не доказан.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители ФТС, Карельской таможни и Министерства финансов Республики Карелия просили жалобу отклонить.
Другие участвующие в деле лица, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.05.2002 и от 16.12.2003 на Администрацию возложена обязанность предоставить сотрудникам таможенных органов Соповой И.В. и Кузнецову С.А. благоустроенные жилые помещения с учетом норм, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации.
Судом общей юрисдикции установлено, что Кузнецов С.А. и Сопова И.В. являются должностными лицам Петрозаводской таможни.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.06.2010 утверждено мировое соглашение, заключенное между Администрацией и Соповой И.В., согласно условиям которого Администрация приняла на себя обязательство во исполнение названного судебного решения предоставить Соповой И.В. однокомнатную благоустроенную квартиру жилой площадью 18,3 кв.м, расположенную по адресу: город Петрозаводск, Лососинское шоссе, дом 24, корпус 1, квартира 106.
Администрацией издано постановление от 13.07.2010 N 2162, на основании которого между Администрацией и Соповой И.В. заключен договор от 13.07.2010 N 59-О социального найма названного жилого помещения.
В дальнейшем на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность в порядке приватизации зарегистрировано право собственности за Соповой И.В. на указанное жилое помещение.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.09.2011 утверждено мировое соглашение, заключенное между Администрацией и Кузнецовым С.А., согласно условиям которого Администрация приняла на себя обязательство предоставить последнему на основании договоров социального найма: однокомнатную благоустроенную квартиру общей площадью 34,5 кв. м, жилой площадью 18,9 кв. м, расположенную по адресу: город Петрозаводск, улица Торнева, дом 11, квартира 16; комнату жилой площадью 12,3 кв.м в коммунальной благоустроенной квартире по адресу: город Петрозаводск, улица Щорса, дом 2, квартира 10, комната 15; двухкомнатную квартиру по адресу: город Петрозаводск, улица Шотмана, дом 34, квартира 101.
На основании постановления Администрации от 26.10.2011 N 4342 Кузнецову С.А. предоставлены указанные выше жилые помещения.
Между Администрацией и Кузнецовым С.А. заключены договоры от 26.10.2011 N 191-О, от 26.10.2011 N 193-О социального найма указанных жилых помещений.
На основании договоров безвозмездной передачи жилья в собственность в порядке приватизации зарегистрировано право собственности Кузнецова С.А. на упомянутые однокомнатную и двухкомнатную квартиры.
Администрация, полагая, что, исполнив решения суда, понесла расходы на реализацию гарантии предоставления жилья работникам таможенных органов, финансовое обеспечение которых за счет муниципальных средств не предусмотрено, обратилась с иском о компенсации данных расходов в размере 5 592 957 руб. за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции, признав за Администрацией право на компенсацию из федерального бюджета расходов, связанных с обеспечением жильем сотрудников таможенных органов, исковые требования удовлетворил.
Апелляционный суд изменил резолютивную часть судебного решения, указав, что убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина России.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции от 06.06.2003) лицам, назначенным на должность в таможенных органах Российской Федерации, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется органами местного самоуправления в первоочередном порядке и не позднее одного года с момента назначения на должность. С 01.01.2004 указанная статья утратила силу.
Согласно статье 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
В силу статьи 59 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" содержание таможенных органов является расходным обязательством Российской Федерации.
Обязанность предоставить названные жилые помещения Соповой И.В. и Кузнецову С.А. возложены на Администрацию вступившими в законную силу судебными актами.
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам таможенных органов по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Возмещение расходов Администрации на обеспечение жильем сотрудника таможенных органов не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения сотруднику таможенных органов, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Предоставив жилые помещения сотрудникам таможенных органов, Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими жилыми помещениями, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Компенсация расходов Администрации должна осуществляться за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, что соответствует правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 2280/10.
Довод жалобы о том, что по настоящему делу надлежащим ответчиком является ФТС правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку суду не представлено доказательств выделения ФТС денежных средств на приобретение должностным лицам таможенных органов жилых помещений в спорный период.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу N А26-4974/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.