01 августа 2014 г. |
Дело N А05-12187/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Ломакина С.А. и Михайловской Е.А.,
рассмотрев 30.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Устьяновская теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2014 (судья Низовцева А.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Елагина О.К., Журавлев А.В., Моисеева И.Н.) по делу N А05-12187/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Устьянская теплоэнергетическая компания", место нахождения: 165210, Архангельская обл., Устьяновский р-н., п. Октябрьский, Заводская ул., д. 17, ОГРН 1112907000690 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626 (далее - Министерство), 974 069 руб. 10 коп. убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию за период с 16.05.2013 по 27.05.2013 (212 736 руб. 68 коп.) и на холодную воду и водоотведение за период с 16.05.2013 по 04.07.2013 (761 332 руб. 42 коп.).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство финансов), муниципальное образование "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области в лице администрации (далее - Администрация) и Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство).
Определением суда от 11.11.2013 требование о взыскании 761 332 руб. 42 коп. долга по выплате субсидий, составляющих разницу в тарифах на водоснабжение и водоотведение за период с 16.05.2013 по 04.07.2013, выделено в отдельное производство, делу присвоен номер А05-13475/2013.
В рамках настоящего дела рассматривается требование Компании о взыскании с Министерства 212 736 руб. 68 коп. долга по выплате субсидий по возмещению разницы в тарифах на тепловую энергию за период с 16.05.2013 по 27.05.2013.
Решением суда первой инстанции от 16.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Компания просит отменить решение от 16.01.2014 и постановление от 08.04.2014, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований истца.
Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов, Министерство и Агентство просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая его обоснованными и законными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды систем коммунальной инфраструктуры от 16.05.2013 и концессионного соглашения от 17.06.2013 Компания с 16.05.2013 является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области.
Министерством и Компанией 03.07.2013 заключен договор N 129-Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее - Договор N 129-Т), по условиям которого Министерство обязалось предоставлять Компании субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на территории муниципального образования "Октябрьское".
Согласно пункту 1.3 Договора N 129-Т объем субсидии на возмещение убытков рассчитывается по формуле исходя из объема тепловой энергии, отпущенной населению, одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), и одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС).
В соответствии с пунктом 5.1 Договор N 129-Т вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013, и действует до 31.12.2013 включительно.
Компания в период с 16.05.2013 по 27.05.2013 отпустила на нужды населения муниципального образования "Октябрьское" тепловую энергию.
В спорный период Компания применяла тариф, установленный постановлением Агентства от 20.12.2012 N 96-э/16 для общества с ограниченной ответственностью ООО "Устьянские тепловые сети" (далее - ООО "Устьянские тепловые сети") в размере 2 243 руб. за Гкал (для прочих потребителей) и 969 руб. 73 коп. за Гкал (для населения).
В связи с тем, что убытки за период с 16.05.2013 по 27.05.2013 Министерство не возместило, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что внедоговорной вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).
Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Исходя из анализа указанных норм права, следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом, отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Статья 10 Закона N 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии с Областным законом Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Областной закон) определен перечень лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии в 2013 году.
Как указано в статье 6 Областного закона компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Субсидии предоставляются в соответствии с заключенными договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и теплоснабжающими организациями.
Приложением N 17 к Областному закону Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно статье 4 Областного закона в 2013 году право на льготы было предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.
В соответствии со статьей 5 Областного закона основанием для предоставления льгот является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность).
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что Общество обладает статусом теплоснабжающей организации, и является поставщиком коммунальных услуг.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Компания приступила к теплоснабжению потребителей (населения) муниципального образования "Октябрьское", с 16.05.2013 и обратилась в Агентство с заявлением об утверждении тарифа.
В спорный период тариф Компании не был установлен.
Тариф для Компании установлен постановлением Агентства от 23.05.2013 N 33-э/1 в размере 2 243 руб./Гкал (без НДС) - экономически обоснованный; и в размере 969 руб. 73 коп./Гкал (без НДС) - для населения.
Установленные для Компании тарифы аналогичны по величине тем тарифам, которые были ранее установлены для ООО "Устьянские тепловые сети".
В обоснование иска Компания сослалась на то, что при осуществлении в период с 16.05.2013 по 27.05.2013 деятельности по теплоснабжению населения муниципального образования "Октябрьское" она понесла убытки, связанные с государственным регулированием цен на тепловую энергию, которые ей не были возмещены.
Поскольку в спорный период Компания обеспечивала теплоснабжение населения и несло расходы в связи с этой деятельностью, то она вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования цен на тепловую энергию. Продавая тепловую энергию по стоимости равной тарифу для населения, Компания несла фактические расходы на ее производство.
Кроме того, Министерство, заключив с Компанией Договор 129-Т, приняло на себя обязательства по выплате субсидий в том числе и за спорный период (пункт 5.1 Договора).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для отказа Компании в удовлетворении исковых требований.
Доказательства того, что осуществляя теплоснабжение населения муниципального образования "Октябрьское", Компания понесла убытки в меньшем размере, чем тот, который предъявил ко взысканию истец, ответчик не представил.
Учитывая, что регулирование тарифов осуществляется органами государственной власти Архангельской области, причиненные убытки подлежат возмещению за счет казны Архангельской области.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судом неправильно применены нормы права, кассационная инстанция отменяет решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 287 АПК РФ считает возможным принять новый судебный акт.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.01.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А05-12187/2013 отменить. Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, место нахождения: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, за счет казны Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Устьяновская теплоэнергетическая компания", место нахождения: 165210, Архангельская обл., Устьяновский р-н., п. Октябрьский, Заводская ул., д. 17, ОГРН 1112907000690, 212 736 руб. 68 коп. убытков, 11 254 руб. 73 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.