07 августа 2014 г. |
Дело N А21-8085/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Константинова П.Ю. Кудина А.Г.,
при участии от Муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" Маклыгина А.О. (доверенность от 10.01.2014 N 35),
рассмотрев 04.08.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2013 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 (судьи Барканова Я.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А21-8085/2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236000, г. Калининград, Комсомольская ул., 12, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - Управление, Росприроднадзор) в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и установления лимитов сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами в Калининградский залив (выпуск N 1 и строящийся выпуск N 1а), содержащийся в письме от 25.06.2013 N 3924-п, и обязании Управления выдать разрешение на сброс загрязняющих веществ в Калининградский залив (выпуск N1 и строящийся выпуск N1а) с установлением лимитов на сброс для выпуска N 1 на период с 31.01.2012 года по 31.12.2014, для выпуска N1а на период с 26.10.2012 по 31.12 2015.
Решением от 19.12.2013 суд признал незаконным отказ Управления в выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и установлении лимитов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами в Калининградский залив (выпуск N 1 и строящийся выпуск N 1а), выраженный в письме от 25.06.13 N 3924-п, и обязал Управление выдать разрешение на сброс загрязняющих веществ в Калининградский залив (выпуск N 1 и строящийся выпуск N 1а) с установлением лимитов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Постановлением от 09.04.2014 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы считает, что Предприятие для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ с установлением лимитов на сбросы, должно было уточнить нормативы допустимого сброса по выпускам N 1 и N 1а в соответствии с данными, указанными в Решении Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Невско-Ладожское БВУ) от 07.06.2013 о предоставлении водного объекта в пользование.
По мнению подателя жалобы, суды нарушили требования пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 23.05.2013 Предприятие обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду с приложением необходимых документов.
Письмом от 25.06.2013 (исх. 3924-п) Управление отказало Предприятию в удовлетворении этого заявления, указав со ссылкой на пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), что нормативы допустимого сброса по выпуску N 1 и выпуску N 1 А, утвержденные для Предприятия, подлежат пересмотру и уточнению в соответствии с пунктом 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333.
Предприятие оспорило данный отказ Управления в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования, отметив, что Предприятие имеет решение Невско-Ладожского БВУ о предоставлении водного объекта (Калининградский залив) в пользование от 07.06.2013 N 00-01.01.00.002-М-РСБХ-Т-2013-00768/00 с целью сброса сточных вод через выпуски N 1-1а, а также план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект и утвержденные в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Калининградский залив.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства появления новых или изменения параметров существующих сбросов сточных вод.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Частью 2 статьи 21 Закона N 7-ФЗ установлено, что к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333, НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляются до истечения срока их действия в следующих случаях: при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.); при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса; при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Как следует из материалов дела, письмом Отдела водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского БВУ от 31.01.2012 N Р7-14-94 Предприятию утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Приморскую бухту Калининградского залива (выпуск N 1) со сточными водами, поступающими от Предприятия, сроком действия до 31.12.2015.
Предприятием 07.05.2013 получен согласованный Росприроднадзором план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на 2013 год, в том числе для выпуска N 1 и строящегося выпуска N 1А.
Следовательно, заявление было подано Предприятием на основании действующих нормативов, согласованных с Управлением.
Как установлено судами на основании материалов дела, при проведении пуско-наладочных работ на строящихся очистных сооружениях - выпуск N 1А часть стоков выпуска N 1 будет переключаться на выпуск N 1А, при этом изменения объема стоков, поступающих в водный объект, не происходит, следовательно, суммарный объем сточный вод не превышает согласованных Предприятию нормативов.
Управление, в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ, доказательств обратного не представило.
Таким образом, как правомерно указали суды, в материалах дела отсутствуют доказательства появления новых или изменения параметров существующих сбросов сточных вод.
С учетом изложенного отсутствуют основания для пересмотра согласованных Предприятию нормативов.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на иную оценку собранных по делу доказательств и потому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу N А21-8085/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.