19 августа 2014 г. |
Дело N А05-14243/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Чурсиной А.Ю. (доверенность от 16.12.2013 N 7-43юр), от Архангельской таможни Прилуцкой Т.В. (доверенность от 22.07.2014 N Д-249), Высоких М.Г. (доверенность от 30.05.2013 N Д-129),
рассмотрев 12.08.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2014 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А05-14243/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Мельникова, дом 1, ОГРН 1022901003070, ИНН 2903000446 (далее - заявитель, ОАО "АЦБК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне, место нахождения: 163045, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 138, ОГРН 1022900540871, ИНН 2901065254 (далее - таможня, таможенный орган), о признании недействительным решения от 21.10.2013 N РКТ-10203000-13/000015 о классификации товаров.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 06.02.2014 и постановление от 13.05.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы считает, что таможенный орган неправомерно классифицировал ввозимый товар по Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
Таможня отзыв на кассационную жалобу не представила.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители таможни возражали против ее удовлетворения, считая судебные акты по настоящему делу законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "АЦБК" на основании заключенного 13.10.2011 с компанией "METSO POWER Оу" (Финляндия) контракта N 18-07/11-053 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - "металлоконструкции здания котельной котла для совместного сжигания коры, древесных отходов и осадков в комплекте".
Для оформления ввоза указанного товара 11.04.2013 ОАО "АЦБК" представило на Новодвинский таможенный пост Архангельской таможни декларацию на товары N 10203030/110413/0001385 (далее - ДТ). В графе 33 ДТ в отношении товара определен код 7308 90 990 0 ТН ВЭД ТС, которому соответствовала ставка ввозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости товара.
Решением от 21.11.2013 N РКТ-10203000-13/000015 таможня классифицировала указанный товар в подсубпозиции 9406 00 380 9 ТН ВЭД ТС. Ставка ввозной таможенной пошлины по данному коду составила 20% таможенной стоимости товара.
Изменение классификационного кода повлекло начисление дополнительных таможенных платежей обществу.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали обоснованной классификацию таможней спорного товара по коду 9406 00 380 9 ТН ВЭД ТС и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права и изучив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Как указано в статье 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
Согласно частям 1 и 2 статьи 106 названного закона товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и названным Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В таможенной декларации на товары код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности указывается декларантом либо по поручению декларанта таможенным представителем.
Разделом III Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 определено применение Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
При классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД основные правила интерпретации применяются последовательно. При этом каждое последующее правило применяется только в случае невозможности классификации товара на основании предыдущего.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с Правилом 2(а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Первая часть Правила 2 (а) расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основным свойством комплектного или готового изделия.
Положения этого Правила также распространяются на заготовки, если они не выделены в конкретную товарную позицию. Термин "заготовка" означает изделие, не готовое для непосредственного использования, имеющее приблизительную форму или очертания готового изделия или части, и которое может быть использовано, кроме исключительных случаев, только для доработки в готовое изделие или часть.
Таким образом, если товар представлен в некомплектном или незавершенном виде и этот товар обладает основными свойствами готового изделия, то его следует классифицировать в той товарной позиции, что и комплектный или завершенный товар.
В рассматриваемом случае общество классифицировало ввезенный товар в товарной подсубпозиции 7308 90 990 0 ТН ВЭД ТС - изделия из черных металлов: - металлоконструкции из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их части (например, мосты и их секции, ворота шлюзов, башни, решетчатые мачты, перекрытия для крыш, строительные фермы, двери и окна и их рамы, пороги для дверей, жалюзи, балюстрады, опоры и колонны); листы, прутки, уголки, фасонные профили, трубы и аналогичные изделия, из черных металлов, предназначенные для использования в металлоконструкциях: - - прочие: - - - прочие: прочие.
При этом в товарной позиции 7308 прямо указано на исключение из нее сборных строительных конструкций товарной позиции 9406.
Термин "сборные строительные конструкции" в товарной позиции 9406 означает строения, полностью изготовленные на предприятии или поставляемые как совокупность представленных вместе элементов, собираемых на месте, например: жилые или производственные помещения, конторы, школы, магазины, навесы, гаражи или аналогичные строения (примечание 4 к группе 94 ТН ВЭД ТС).
В пункте 174.1 Распоряжения Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" дано разъяснение о том, что в товарной позиции 9406 00 ТН ВЭД ТС классифицируются только сборные строительные конструкции, представляющие собой здания (т.е. сооружения, имеющие, по крайней мере, крышу и стены или боковые стойки) типа жилых домов, рабочих подсобок, ангаров, гаражей, теплиц и т.п.
Данным пунктом распоряжения также установлено, что необходимым условием классификации упомянутых изделий в товарной позиции 9406 00 ТН ВЭД ТС является предъявление изделий для таможенного оформления в виде: полностью собранных и готовых к использованию по назначению; частично собранных, но имеющих все основные признаки завершенных изделий; комплекта частей и принадлежностей, готовых к сборке; комплекта частей и принадлежностей, не прошедших полного технологического цикла изготовления, но имеющих основные признаки завершенных в производстве товаров.
В случае поставки только отдельных частей сборных строительных конструкций они во всех случаях должны классифицироваться в соответствии с материалом, из которого изготовлены (пункт 174.2 означенного распоряжения).
Таким образом, для правильной классификации товара необходимо определить, имеет ли место в данном случае поставка сборной строительной конструкции или поставка ее отдельных частей.
Суды, проанализировав и оценив представленные обществом контракт от 13.10.2011 N 18-07/11-053, в том числе приложение 2.5 к нему "Строительная часть и конструкции", а также проектную документацию, посчитали обоснованными доводы таможни о том, что стальные конструкции зданий котельной, дымососного отделения, электрофильтра являются несущими конструкциями, которые воспринимают основные нагрузки и обеспечивают устойчивость сооружений в целом; по виду соединения являются болтовыми, по степени заводской готовности являются изготовленными на заводе в виде отправных элементов и укрупняемых при монтаже, по характеру функционирования являются стационарными сборными стальными строительными конструкциями.
Данный вывод подтверждается также заключением таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (г. Санкт-Петербург) от 05.09.2013 N 181/13-2013, согласно которому спорный товар идентифицирован как: сборные стальные строительные элементы, включающие в себя сборные стальные опорные несущие элементы котла (конструкции, выполняющие роль технологического оборудования), являющиеся сборной стальной строительной конструкцией промышленного здания котельной, состоящего из котельного отделения и производственного блока; сборные стальные строительные элементы, являющиеся сборной стальной строительной конструкцией здания дымососного отделения; сборные стальные строительные элементы, являющиеся сборной стальной строительной конструкцией здания для установки и обслуживания электрофильтра.
На основании изложенного, судами сделан правомерный вывод о том, что товар - стальные сборные строительные конструкции здания котельной, здания дымососного отделения, здания электрофильтра, поставляются изготовителем в завершенном виде и имеют все признаки завершенных сборных строительных конструкций - по конструкции, комплектации и предназначению; являются несущими конструкциями, предназначенными для принятия основных нагрузок и обеспечения устойчивости сооружений в целом.
При таких обстоятельствах и доказательствах судебные инстанции признали, что у таможенного органа имелись правовые и фактические основания для принятия оспариваемого классификационного решения.
В данном случае таможенный орган доказал значимые фактические обстоятельства и подтвердил законность принятого им решения (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы судов являются обоснованными, отвечают приведенным положениям таможенного законодательства, ОПИ ТН ВЭД.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по делу N А05-14243/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.