26 августа 2014 г. |
Дело N А05-937/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" Кононова А.В. (доверенность от 13.08.2014),
рассмотрев 26.08.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2014 (судья Полуянова Н.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (судьи Холминов А.А., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А05-937/2013,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1022900515021; ИНН 2901108405; место нахождения: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 115; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 распоряжения Министерства здравоохранения Архангельской области (далее - Министерство) от 01.11.2012 N 847-рд "О внесении изменений в распоряжение министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 13 мая 2011 года N 587-рд" в части установления срока участия Учреждения в реализации Программы модернизации здравоохранения в Архангельской области на 2011-2012 годы с 01.10.2012, а также о возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения в указанное распоряжение указания о распространении его действия в отношении Учреждения с 01.01.2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Архангельской области.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление. По мнению подателя жалобы, Учреждение, оказывая бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, вправе участвовать в реализации Программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы с 01.01.2011.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Министерства от 01.11.2012 N 847-рд "О внесении изменений в распоряжение министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 13 мая 2011 года N 587-рд" Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи дополнен включением в него Учреждения (помимо иных учреждений здравоохранения).
Согласно пункту 2 распоряжения в отношении Учреждения оно распространяет свое действие с 01.10.2012.
Учреждение, сославшись на нарушение его прав и законных интересов ограничением срока действия распоряжения, лишающее, по мнению заявителя, возможности получения им денежных средств за период с января 2011 года по сентябрь 2012 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что в перечень участников Программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы Правительством Архангельской области включены учреждения здравоохранения областного уровня, тогда как заявитель является учреждением здравоохранения федерального уровня.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в период с 2011 года по 2012 год в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются, в частности, медицинские организации.
В силу пункта 2 статьи 50 Закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 годах осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
На основании пункта 3 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на следующие цели:
1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства и (или) их этапы, обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;
2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Региональная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации включает в себя паспорт системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, перечень и стоимость мероприятий, направленных на реализацию целей, целевые значения показателей реализации программы модернизации здравоохранения, а также индикаторы реализации мероприятий указанной программы (пункт 4 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за обоснованность стоимости мероприятий, установленных региональными программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Правительство Архангельской области постановлением от 28.03.2011 N 78-пп во исполнение норм Закона N 326-ФЗ утвердило Программу модернизации здравоохранения Архангельской области на 2011-2012 годы (далее - Программа), а постановлением от 25.04.2011 N 117-пп - Порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (далее - Порядок).
Учреждение включено в перечень медицинских учреждений, участвующих в Программе на основании постановления Правительства Архангельской области от 02.10.2012 N 419-пп.
По мнению подателя жалобы, Учреждение подлежало включению в названный перечень медицинских учреждений, участвующих в Программе, с момента ее утверждения.
Вместе с тем, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации" установлено, что в рамках реализуемых в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:
а) обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь;
б) предоставление амбулаторной медицинской помощи, в том числе врачами-специалистами, в соответствии со стандартами ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий;
в) введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 названного постановления перечень мероприятий, проводимых по указанным направлениям, с указанием медицинских организаций, участвующих в их реализации, индикаторы реализации данных мероприятий включаются в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка определено, что мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе по предоставлению амбулаторной медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, включают в себя: осуществление государственными бюджетными и автономными учреждениями здравоохранения Архангельской области, участвующими в реализации Программы и работающими в сфере обязательного медицинского страхования, ежемесячных денежных выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, определенных перечнем должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи, в том числе в условиях дневных стационаров и стационарах на дому, согласно приложению к настоящему Порядку.
На основании вышеприведенных норм права суд первой инстанции указал, что органы исполнительной власти субъектов при определении задач и мероприятий, реализуемых в рамках Программы, определяют перечень государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Архангельской области, которые будут осуществлять реализацию таких мероприятий.
Органами исполнительной власти субъекта в целях реализации задач и мероприятий Программы включены в перечень участников учреждения здравоохранения областного уровня, созданные ими для осуществления соответствующих функций.
Заявитель является федеральным государственным бюджетным учреждением и не относится к учреждениями областного уровня, подведомственным Министерству здравоохранения Архангельской области.
Включение учреждения здравоохранения федерального уровня в перечень учреждений - участников региональной программы нормативными актами прямо не предусмотрено.
Фактически внесение изменений в Программу в части участия Учреждения с октября 2012 года стало возможным после обращения в Администрацию Архангельской области министра здравоохранения Российской Федерации с письмом от 15.06.2012 N 20-6/10/2-171.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии пункта 2 оспариваемого распоряжения упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов Учреждения. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 Учреждению следует возвратить из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А05-937/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" (место нахождения: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 115; ОГРН 1022900515021; ИНН 2901108405) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 26.06.2014 N 47646.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.