Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
при участии от ООО "СибУглеМетТранс" Ивановой И.В. (доверенность от 23.03.2011), от ЗАО "Четвертая стивидорная компания" Орешко Н.А. (доверенность от 06.08.2009),
рассмотрев 06.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Четвертая стивидорная компания" на дополнительное постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу N А56-75877/2009 (судьи Глазков Е.Г., Кашина Т.А., Попова Н.М.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "СибУглеМетТранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Четвертая стивидорная компания" (далее - Компания) о взыскании 33 220,18 руб. расходов по ремонту поврежденных вагонов с учетом железнодорожного тарифа за доставку к месту ремонта и 1133,93 руб. процентов за пользование денежными средствами.
Решением от 29.04.2010 (судья Бойко А.Е.) исковые требования удовлетворены частично: с Компании в пользу Общества взыскано 33 220,18 руб. расходов. В остальной части в иске отказано.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 (с учетом определения от 28.10.2010 об исправлении описки) в связи с принятием судом первой инстанции решения на стадии предварительного заседания апелляционный суд в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции.
Общество 11.10.2010 в соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнило заявленные требования и просило взыскать с Компании 20 182,73 руб. расходов на ремонт поврежденных по вине ответчика вагонов, 9856,54 руб. провозной платы за перемещение вагонов к месту их ремонта и 688,91 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.05.2009 по 02.10.2009. Уточнение принято судом апелляционной инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 01.11.2010 (с учетом определения от 02.12.2010 об исправлении опечатки) решение от 29.04.2010 отменено, с Компании в пользу Общества взыскано 9938,23 руб. убытков. В остальной части в иске отказано.
Дополнительным постановлением от 28.12.2010 апелляционный суд взыскал с Компании в пользу Общества 9856,54 руб. убытков в виде провозной платы вагонов к месту ремонта.
В кассационной жалобе Компания просит отменить дополнительное постановление от 28.12.2010 и принять по делу новый судебный акт об отказе во взыскании 9856,54 руб. убытков.
Податель жалобы считает, что апелляционный суд необоснованно взыскал провозную плату за перемещение вагонов на место ремонта, поскольку согласно актам о повреждении вагонов такие повреждения были обнаружены на станции Автово и, соответственно, должны были быть отремонтированы в ремонтном депо ПТО Шушары. Однако перевозчик неправомерно направил спорные вагоны не в ремонтное депо, а на станцию отправления груза, где они были отправлены в ремонтное депо Белово, в связи с чем расходы за пробег вагонов вызваны не действиями Компании, а нарушениями нормативных документов перевозчиком.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества с ними не согласился.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.01.2009 и 09.01.2009 на станции Автово Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - Дорога) после выгрузки полувагонов работниками ВЧДЭ-13 РЖД с участием представителя Компании произведен их осмотр, в результате которого выявлены повреждения следующих вагонов: N 56336605, 56338353, 56076326, 53115663, 52969854, 53767422, 52935780, 53767349.
По факту выявления повреждений вагонов составлены акты общей формы (формы ГУ-23) от 14.01.2009 (т.д. 1, л. 85-92).
В актах формы ВУ-25 указана причина повреждений вагонов - нарушение технических условий выгрузки на путях виновника повреждений - Компании, а также перечень повреждений. Вагоны согласно актам формы ВУ-25 подлежали текущему ремонту и направлению в ПТО Шушары.
Однако спорные вагоны перевозчик направил на станции назначения - Байкаим и Ленинск-Кузнецкий-1 Западно-Сибирской железной дороги, на которых при техническом осмотре сотрудниками станции были обнаружены дополнительные повреждения. По факту выявления данных повреждений составлены акты общей формы от 14.01.2009 (т.д. 1, л. 93-94) и уведомления на ремонт вагонов по форме ВУ-23 (т.д. 1, л. 24-27) о направлении их в текущий ремонт на станцию Егозово ВЧД-23 Белово Западно-Сибирской железной дороги.
Отправка поврежденных вагонов в ремонт в эксплуатационное вагонное депо Белово (ВЧД-23) оформлена транспортными железнодорожными накладными N ЭЧ375688 и ЭЧ375760.
При поступлении вагонов в ремонт работники эксплуатационного вагонного депо Белово (ВЧДЭ-23) на станции Егозово Западно-Сибирской железной дороги составили дефектные ведомости (т.д. 1, л. 28-36) с перечнем всех выявленных повреждений, а не только указанных в актах формы ВУ-25 и актах общей формы ГУ-23.
Выполнение ремонта оформлено калькуляцией, актами сдачи-приемки выполненных работ от 31.01.2009 N 989769 и от 27.02.2009 N 998654, счетами-фактурами от 31.01.2009 N 0120030000007378/9910000043 и от 27.02.2009 N 0120030000007378/9910000082, уведомлениями о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36М от 21.01.2009 N 020 и от 27.01.2009 N 026.
Общество оплатило ремонт вагонов платежным поручением от 29.01.2009 N 234.
Расходы по оплате железнодорожного тарифа за порожний пробег вагонов до места ремонта и до станции погрузки составили 9856,54 руб., списанные Дорогой с Единого лицевого счета Общества в ЦФТО Дороги согласно счетам-фактурам от 20.01.2009 N 0000010000001008/0000002291, от 25.01.2009 N 0000010000001008/0000003097 и от 31.01.2009 N 0000010000001008/0000004017 с расшифровками по оплате тарифа за каждый вагон.
Общество 22.04.2009 направило Компании претензию N СУМТ-1510/04-09 с требованием о возмещении понесенных убытков в размере 33 220,18 руб.
Согласно расчету стоимости ремонта вагонов по актам ВУ-25 Обществом зафиксированы повреждения на сумму 9938,23 руб., а согласно дефектным ведомостям и калькуляциям по ремонту - 19 909,57 руб.
Оставление Компанией названной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском. При этом Общество полагает, что с Компании подлежат взысканию 20 182,73 руб. расходов, составляющих повреждения по кузову вагона, возникшие при выгрузке, а не по иным причинам.
Суд апелляционной инстанции признал подлежащими взысканию 9938,23 руб. расходов по ремонту вагонов (размер затрат зафиксирован в актах ВУ-25), сделав вывод о недоказанности возникновения по вине ответчика всех выявленных при указанном ремонте повреждений. Суд отказал истцу во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Взыскивая с Компании расходы по провозной плате, апелляционный суд указал, что на ответчике лежит обязанность по возмещению данных убытков, поскольку вагоны поступили к истцу в поврежденном состоянии.
Изложенные Компанией в кассационной жалобе доводы сводятся к оспариванию вывода суда апелляционной инстанции о взыскании с ответчика в пользу Общества 9856,54 руб. убытков в виде провозной платы. Компания не обжаловала судебный акт в части взыскания с нее убытков по ремонту вагонов и отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и выводы апелляционной инстанции в этой части не оспаривает.
Согласно материалам настоящего дела, спорные вагоны принадлежат Обществу на праве финансовой аренды (лизинга), а также на праве субаренды (т.д. 2, л. 29-54). В соответствии с условиями указанных договоров на Общество возложена обязанность поддерживать вагоны в исправном техническом состоянии, а также осуществлять за свой счет все виды текущего ремонта, в том числе отцепочный. Договорами предусмотрено право Общества требовать у третьих лиц возмещения вреда, причиненного вагонам; взыскивать и получать убытки, возникшие в результате их повреждения, для чего Обществу предоставлено право от своего имени обращаться в арбитражный суд и правоохранительные органы.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения права, вину нарушителя, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Факт причинения вреда, а также причинной связи между противоправными действиями Компании и возникшими у Общества расходами подтверждается материалами дела.
Согласно письмам начальника станции Автово Октябрьской железной дороги от 20.01.2009 N 24 и от 26.01.2009 N 30 факт повреждения вагонов был установлен после выгрузки на путях открытого акционерного общества "Морской торговый порт Санкт-Петербург".
В соответствии с письмом департамента вагонного хозяйства Дороги от 17.04.2009 N ЦВИ-2/24 со стороны Компании установлены нарушения грейферной технологии выгрузки и требований ГОСТ 22235-76, что привело к повреждениям вагонов.
Взыскиваемая истцом сумма была перечислена Дороге в возмещение понесенного ущерба от повреждения вагонов.
Отправка же вагонов в ремонт, ставший необходимым по вине Компании, допустившей повреждение вагонов, в ремонтное депо, расположенное рядом со станцией назначения (куда перевозчиком были отправлены вагоны после разгрузки), не влечет освобождение Компании от несения расходов по провозной плате за их перегон до места ремонта.
Нарушений либо неправильного применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
дополнительное постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу N А56-75877/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Четвертая стивидорная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.