Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Кадулина А.В.,
при участии от Рустамова А.А. - Михалёва А.В. (доверенность от 04.05.2010),
рассмотрев 11.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.09.2010 (судья Головина Т.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-4022/2010,
установил
Индивидуальный предприниматель Рустамов Ариз Ашраф оглы обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 9 909 кв. м, кадастровый номер 69:40:0200096:972, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 44, путем изложения пункта 2.1 договора в следующей редакции:
"2.1. Цена продажи земельного участка определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", статьей 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", Законом Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" и составляет 621 435 (шестьсот двадцать одна тысяча четыреста тридцать пять) рублей 50 копеек".
Решением суда от 30.09.2010 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.12.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на то, что приобретение объектов недвижимости (склада и гаража) произошло по результатам торгов из конкурсной массы муниципального предприятия - банкрота. Оснований для приобретения истцом земельного участка по льготной цене не имеется, поскольку невозможно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации муниципального предприятия.
Податель жалобы указывает, что истец приобрел объекты недвижимости не в процессе приватизации муниципальной собственности, а в результате вторичной сделки по договору купли-продажи с Алиевым Р.А.о., спорные правоотношения регулируются частью 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Рустамов А.А. просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель предпринимателя Рустамова А.А. обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Департамент о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между муниципальным унитарным предприятием "Трамвайно-троллейбусное управление" в лице конкурсного управляющего Даниленко А.В. (продавец) и Алиевым Р.А.о. (покупатель) заключен договор от 18.08.2008 купли-продажи недвижимого имущества, согласно которому продавец обязуется передать в собственность склад общей площадью 456,8 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200096:0015:1/020976/37:10000/А и гараж общей площадью 107,1 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200096:0015:1/020976/37:10000/В, находящиеся по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 44.
Право собственности Алиева Р.А.о. на указанные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.09.2008 серия 69-АБ N N 228971 и 228970.
Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 29.01.2010, заключенному между Алиевым Р.А.о. (продавец) и Рустамовым А.А. (покупатель) указанное недвижимое имущество перешло к Рустамову А.А.
Право собственности на это недвижимое имущество зарегистрировано 05.02.2010 за предпринимателем Рустамовым А.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.02.2010 серия 69-АБ N N 653041и 653042.
Предприниматель Рустамов А.А. обратился в Департамент с заявлением от 20.02.2010 о выкупе земельного участка, на котором расположены принадлежащие на праве собственности упомянутые объекты недвижимости, при этом сослался на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указав, что выкупаемые объекты недвижимости ранее находились в муниципальной собственности, вследствие чего к отношениям сторон должен применяться пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), цена выкупа земельного участка устанавливается в пределах 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
29.03.2010 Департамент направил предпринимателю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200096:972, по условиям которого цена выкупаемого объекта недвижимости составила 3 728 613 руб. 02 коп.
Согласно пункту 2.1 проекта договора цена продажи земельного участка определена в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", Законом Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области", решением Тверской городской Думы от 03.11.2005 N 106 "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога".
31.03.2010 предприниматель Рустамов А.А. подписал проект договора с протоколом разногласий относительно цены выкупаемого земельного участка, в который внес изменения, касающиеся определения цены выкупа земельного участка, исходя из 2,5% от кадастровой стоимости последнего, то есть 621 435 руб. 50 коп.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.04.2009 N 02-69/09-2-56085 земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200096:972, площадью 9 909 кв. м относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - под производственную базу, кадастровая стоимость земельного участка составляет 24 857 420 руб. 13 коп.
Ссылаясь на статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 ЗК РФ, пункт 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, предприниматель Рустамов А.А.о. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными.
Суды установили факт отчуждения недвижимого имущества из государственной (муниципальной) собственности, признали истца лицом, относящимся к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка, установленная пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, и удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
На основании пункта 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ установлено, что до 01.01.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ при приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями - собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений цена таких земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Суды сделали правильный вывод о том, что определяющим критерием применения цен, рассчитываемых в соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Поскольку в пункте 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ законодатель не ставит право лица, в чьей собственности находятся объекты недвижимости, на получение земельного участка под такими объектами на льготных условиях в зависимость от того факта, приобретены ли эти объекты лицом, имеющим право на выкуп, из государственной или муниципальной собственности в порядке приватизации или в результате последующих сделок, суды признали обоснованными требования истца об определении цены за выкупаемый земельный участок из расчета два с половиной процента от его кадастровой стоимости.
Доводы подателя жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.09.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по делу N А66-4022/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ при приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями - собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений цена таких земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Суды сделали правильный вывод о том, что определяющим критерием применения цен, рассчитываемых в соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Поскольку в пункте 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ законодатель не ставит право лица, в чьей собственности находятся объекты недвижимости, на получение земельного участка под такими объектами на льготных условиях в зависимость от того факта, приобретены ли эти объекты лицом, имеющим право на выкуп, из государственной или муниципальной собственности в порядке приватизации или в результате последующих сделок, суды признали обоснованными требования истца об определении цены за выкупаемый земельный участок из расчета два с половиной процента от его кадастровой стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2011 г. N Ф07-2843/11 по делу N А66-4022/2010
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2843/11