Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
рассмотрев 12.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.10.2010 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А13-7932/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Финансового управления Сокольского муниципального района (далее - Управление, Финансовое управление) по возврату без исполнения исполнительных листов серии АС N 001993158, серии АС N 001992872, выданных Арбитражным судом Вологодской области по делам N А13-17013/2009, А13-17016/2009. Заявление уточнено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Общество просило суд обязать Управление принять к исполнению указанные исполнительные листы.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальное учреждение "Управляющая компания" в лице ликвидационной комиссии (далее - Учреждение) и Департамент финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Решением от 20.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для применения пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), поскольку в данном случае должником является публично-правовое образование, а не Учреждение. Следовательно, документы для исполнения должны направляться в финансовый орган, что и было сделано заявителем. Кроме того, податель жалобы считает, что необходимость доказывания недостаточности денежных средств у основного должника отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент финансов просит отменить решение в части указания в мотивировочной части на то, что исполнительные листы необходимо направить в отдел Управления областного казначейства Департамента финансов.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 05.04.2011 был объявлен перерыв до 15 часов 45 минут 12.04.2011.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 01.11.2008 по делу N А13-4204/2008 с Учреждения в пользу Общества взыскано 416 057 руб. 68 коп. задолженности и 6966 руб. 69 коп. государственной пошлины. Выдан исполнительный лист N 008800. В связи с неисполнением Учреждением решения суда решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.03.2010 по делу N А13-17013/2009 задолженность в сумме 439 721 руб. 58 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 10 924 руб. 43 коп. взысканы в субсидиарном порядке с муниципального образования "Сокольский муниципальный район" за счет казны муниципального образования "Сокольский муниципальный район".
Исполнительный лист серии АС N 001993158 на взыскание суммы задолженности выдан арбитражным судом 18.05.2010.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.03.2010 по делу А13-17016/2009 с Учреждения в пользу Общества взыскано 79 679 руб. 68 коп. задолженности и 2890 руб. 39 коп. государственной пошлины. При этом в резолютивной части решения суд указал, что при недостаточности денежных средств у Учреждения взыскание необходимо произвести с муниципального образования "Сокольский муниципальный район" за счет казны муниципального образования Сокольский муниципальный район.
Исполнительный лист серии АС N 001992872 на взыскание суммы задолженности выдан арбитражным судом 13.05.2010.
Общество письмом от 11.06.2010 направило в Финансовое управление исполнительные листы серии АС N 001993158, серии АС N 001992872.
Финансовое управление письмом от 18.06.2010 N 613 возвратило исполнительные листы Обществу. При этом Управление сослалось на положения пункта 9 статьи 242.5 БК РФ.
Полагая действия Финансового управления по возврату исполнительных листов незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд указал, что порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, предусмотрен статьей 242.5 БК РФ. Ссылаясь на пункт 9 статьи 242.5 БК РФ, суд сделал вывод, что исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия лицевого счета главному распорядителю средств местного бюджета - как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, предусмотренном названным Кодексом. Поскольку Финансовому управлению лицевой счет открыт в отделе управления областного казначейства Департамента финансов, то исполнительные листы должны были направляться в названный отдел, а не в Финансовое управление. На этом основании суд признал законными действия Управления по отказу к принятию на исполнение и возврату исполнительных листов серии АС N 001993158, серии АС N 001992872.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае на основании направленных исполнительных листов взыскиваются средства в порядке субсидиарной ответственности в связи с неисполнением исполнительных листов по обязательствам муниципального учреждения. Следовательно, исполнительные листы должны быть предъявлены к исполнению с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Анализ норм главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) позволяет сделать вывод о том, что законодателем предусмотрено два механизма исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета. Так, согласно статье 242.2 БК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, судебные акты по искам к публично-правовому образованию о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета) исполняются Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом в названной статье сделано исключение в отношении исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета.
Судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей), исполняются органами казначейства по месту открытия должнику (субсидиарному должнику) лицевых счетов (статьи 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ в редакции, действующей в спорный период).
Суды действительно сделали правильные выводы о том, что главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено два порядка исполнения судебных актов, а именно: исполнительные документы, выданные на основании судебных актов по искам, перечисленным в статье 242.2 БК РФ, исполняются Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей), исполняются органами казначейства по месту открытия должнику (субсидиарному должнику) лицевых счетов (статьи 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ).
Однако в рамках данного конкретного дела суды не приняли во внимание следующее важное обстоятельство: в данном случае Финансовое управление выступает не только органом, обеспечивающим в качестве финансового органа исполнение судебных актов в порядке статьи 242.2 БК РФ, но и главным распорядителем средств бюджета, представляющего муниципальное образование по делам N А13-14013/2009 и А13-17016/2009 о взыскании задолженности Учреждения в субсидиарном порядке с муниципального образования "Сокольский муниципальный район" за счет казны муниципального образования "Сокольский муниципальный район".
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, решением от 19.03.2010 по делу N А13-17013/2009 с муниципального образования "Сокольский муниципальный район" в пользу Общества взыскана задолженность в сумме 439 721 руб. 58 коп., а также 10 294 руб. 43 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 19.03.2010 по делу N А13-17016/2009 с Учреждения в пользу Общества взыскано 79 679 руб. 68 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию в период с октября 2008 года по декабрь 2008 года и 2890 руб. 39 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Суд также указал, что при недостаточности денежных средств у Учреждения взыскание необходимо произвести с муниципального образования "Сокольский муниципальный район" в порядке субсидиарной ответственности.
Из указанных судебных актов следует, что и в том, и в другом случае муниципальное образование привлечено к участию в деле в лице его главного распорядителя - Финансового управления.
В связи с этим возврат Финансовым управлением без исполнения исполнительных листов серии АС N 001993158, серии АС N 001992872, выданных Арбитражным судом Вологодской области по делам N А13-14013/2009 и А13-17016/2009, фактически является отказом Финансового управления, выступающего в качестве главного распорядителя средств бюджета, от исполнения судебных актов на основании предъявленных взыскателем исполнительных листов по мотиву необходимости применения в этом случае процедуры, предусмотренной статьей 242.5 БК РФ и предполагающей самостоятельное обращение взыскателя в отдел управления областного казначейства Департамента финансов, в котором Финансовому управлению открыт лицевой счет как получателю средств бюджета.
Вместе с тем в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов получателей, производит списание средств бюджета во исполнение судебного акта исключительно на основе оформленных получателями платежных поручений, в связи с чем направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. А согласно пункту 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств местного бюджета с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам, находящегося в ведении получателя средств местного бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в таком же порядке, что и в отношении получателя.
Таким образом, специфика исполнения судебных актов в порядке статьи 242.5 БК РФ, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей) согласно пунктам 3, 9 статьи 242.5 БК РФ свидетельствует о невозможности исполнения данных судебных актов без направления в данном случае Финансовым управлением, выступающим в данном деле главным распорядителем в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения - должника, платежного поручения на перечисление средств для исполнения исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, само Финансовое управление не отрицает, что исполнительные документы должны быть исполнены в порядке субсидиарной ответственности по месту открытия главному распорядителю (в данном деле - Финансовому управлению) средств местного бюджета лицевого счета (лист дела 36), который открыт в отделе управления областного казначейства Департамента финансов (лист дела 86).
Таким образом, бюджетное законодательство не только не содержит препятствий для принятия Финансовым управлением, выступающим в конкретном деле в качестве главного распорядителя средств бюджета, мер по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, но и предполагает его участие в таком исполнении, поскольку именно Финансовое управление обязано в рамках процедуры, предусмотренной статьей 242.5 БК РФ, оформить соответствующее платежное поручение на списание средств бюджета во исполнение судебного акта в случае взыскания средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности.
Следовательно, получив исполнительные документы от взыскателя, Финансовому управлению ничто не препятствовало направить указанные документы вместе с платежным поручением в органы казначейства для исполнения судебных актов в порядке статьи 242.5 БК РФ. Иное же свидетельствует о затягивании Финансовым управлением исполнения судебных актов и злоупотребления процедурой, что с учетом конституционно-правового смысла об обязательности и необходимости исполнения судебных актов, направленного на защиту интересов взыскателя, которому должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению и в разумный срок, является недопустимым. Следовательно, действия Финансового управления препятствовали исполнению судебных актов, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, а также не соответствует статье 16 АПК РФ и является недопустимым.
С учетом изложенного и обстоятельств конкретного дела позиция Финансового управления, возвратившего исполнительные листы без исполнения, не может быть признана правомерной, поскольку приводит к неоправданному затягиванию исполнения судебных актов, чем нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах действия по возврату исполнительных листов следует признать незаконными, направленными на затягивание процедуры по исполнению судебных актов, а решение и постановление - отменить.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.10.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 по делу N А13-7932/2010 отменить.
Признать незаконными действия Финансового управления Сокольского муниципального района по возврату без исполнения исполнительных листов серии АС N 001993158, серии АС N 001992872, выданных Арбитражным судом Вологодской области по делам N А13-17013/2009, А 13-17016/2009.
Обязать Финансовое управление Сокольского муниципального района принять к исполнению указанные исполнительные листы.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.