Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Марьянковой Н.В.,
при участии от заместителя прокурора Ленинградской области Хрипуна А.А. (удостоверение ТО N 067415), от Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Асадуллаева Э.Б. (доверенность от 08.02.2011 N 16), от общества с ограниченной ответственностью "Никкос" Захряпина В.В. (доверенность от 11.04.2011),
рассмотрев 14.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никкос" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2010 (судья Раннева Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А56-28862/2010,
установил
Заместитель прокурора Ленинградской области (далее - Прокурор) в порядке части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Никкос" (далее - Общество) о признании недействительным открытого конкурса от 10.07.2009 на право заключения муниципального контракта о транспортном обслуживании в муниципальном и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования во Всеволожском районе Ленинградской области (далее - Конкурс), проведенного Администрацией по лотам N 5 и 13; признании недействительным заключенного по итогам Конкурса между ответчиками муниципального контракта о транспортном обслуживании в муниципальном и пригородном сообщении автомобильным транспортом общего пользования от 24.07.2009 N 245/1.8.1 -20 (далее - Контракт).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением от 11.10.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество просит решение от 11.10.2010 и постановление от 22.12.2010 отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Администрация не имела полномочий на проведение Конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание по маршрутам N 429, 453, 492, 532 - 534 и 801, не основаны на собранных по делу доказательствах.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, представители Прокурора и Комитета возражали против ее удовлетворения.
Администрация надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Постановлением главы Администрации от 17.04.2009 N 626 создана межведомственная конкурсная комиссия (далее - Конкурсная комиссия), которой в срок до 08.06.2009 предписано провести открытый конкурс на пассажирские перевозки общественным транспортом по муниципальным и пригородным автобусным маршрутам муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на 2009 - 2014 гг. согласно конкурсным лотам.
Постановлением главы Администрации от 14.05.2009 N 881 утверждена конкурсная документация Конкурса по 13 лотам, в том числе по лоту N 5, включающему маршруты: N 453 (пос. Невская Дубровка - Санкт-Петербург, метро "Ладожская"), N 492 (пос. Павлово - Санкт-Петербург, Менделеевская линия), N 532 (дер. Воейково - Санкт-Петербург, метро "Ладожская"), N 533 (дер. Разметелево - Санкт-Петербург, метро "Ладожская"), N 534 (пос. Павлово - Санкт-Петербург, Пороховые), N 801 (пос. Невская Дубровка - Санкт-Петербург, метро "Пр. Большевиков"); и лот N 13, включающий маршрут N 429 (дер. Озерки - Санкт-Петербург, метро "Ладожская").
Решением Конкурсной комиссии, оформленным протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 10.07.2009 N 3, победителем по лотам N 5 и 13 признано Общество, с которым Администрацией заключен Контракт со сроком действия по 01.10.2014.
Ссылаясь на то, что Конкурс по лотам N 5 и 13 проведен, а Контракт заключен Администрацией с превышением ее полномочий, Прокурор обратился в арбитражный суд с указанным иском.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 11.1 утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области (далее - Правительство ЛО) от 30.12.2005 N 348 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ленинградской области (далее - Положение) договор о транспортном обслуживании, договор об обеспечении деятельности перевозчиков заключается по результатам открытого конкурса на срок не менее пяти лет.
Согласно пунктам 1.7 и 11.4 Положения разработка и утверждение конкурсной документации, а также организация открытого конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании и договора об обеспечении деятельности перевозчиков на пригородных и межмуниципальных маршрутах отнесены к компетенции отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного в установленном порядке организовывать транспортное обслуживание населения в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ленинградской области.
Такими специальными полномочиями в области организации пригородного и межмуниципального сообщения в Ленинградской области наделен Комитет в силу Положения о Комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства ЛО от 14.05.2008 N 114.
Как следует из материалов дела, маршруты N 429, 453, 492, 532 - 534 и 801, относятся к пригородным маршрутам, поскольку проходят как по территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, так и по территории Санкт-Петербурга.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Администрацией, как органом местного самоуправления, Конкурс по лотам N 5 и 13 проведен, а Контракт заключен с нарушением положений пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ и пункта 11.4 Положения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно иск Прокурора удовлетворил.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по делу N А56-28862/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никкос" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.