Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от Выборгской таможни Ларичевой О.Ю. (доверенность от 29.12.2010 N 05/33590), от общества с ограниченной ответственностью "Метсялиитто Санкт-Петербург" Лепневой Е.М. (доверенность от 18.11.2010),
рассмотрев 20.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2010 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-13981/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Метсялиитто Санкт-Петербург" (далее - ООО "Метсялиитто Санкт-Петербург", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Выборгской таможни (далее - Таможня) от 24.12.2009 N 11-01/35295 об отказе заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и об обязании таможенного органа возвратить 5 692 818 руб. 35 коп. таможенных пошлин.
Решением от 09.08.2010 суд удовлетворил заявление частично. Суд признал недействительным решение Таможни и обязал ее возвратить Обществу 5 563 923 руб. 38 коп. излишне уплаченных таможенных платежей, а в удовлетворении остальной части требований отказал.
Постановлением от 16.12.2010 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы считает, что поскольку Общество экспортировало неокоренные лесоматериалы, то при расчете плотного объема неокоренных лесоматериалов с учетом коры необходимо увеличивать коэффициенты полнодревесности на 0,06 (на долю коры). Таможенный орган ссылается на то, что объемы лесоматериалов определялись Обществом в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 13-43-79 Е "Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценки качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили", разработанным с учетом требований ГОСТа 2292-88. В обоснование своей позиции податель жалобы также указывает на необходимость применения аттестованной методики выполнения измерений (далее - МВИ) N 203-04-2007 "МВИ. Измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры геометрическим методом. Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов, погруженных на вагоны и на автомобили".
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2007 по 31.12.2008 ООО "Метсялиитто Санкт-Петербург" во исполнение внешнеэкономического контракта, заключенного с фирмой "Метсялиитто Осуускунта" (Финляндия), вывезло с таможенной территории Российской Федерации по 381 грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) товар - неокоренные лесоматериалы хвойных и лиственных пород.
Для определения объема вывозимых лесоматериалов Общество применило поправочный коэффициент 0,06 в соответствии с пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79 Е.
Полагая, что данный коэффициент применен необоснованно и в бюджет излишне уплачены таможенные платежи, Общество в порядке статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обратилось в Таможню с заявлением от 09.12.2009 N 173 о возврате 5 692 818 руб. 35 коп. излишне уплаченных таможенных пошлин.
Таможенный орган отказал Обществу в возврате названной суммы денежных средств, указав на отсутствие факта излишней уплаты таможенных пошлин (письмо от 24.12.2009 N 11-01/35295).
Посчитав отказ Таможни в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин неправомерным, ООО "Метсялиитто Санкт-Петербург" оспорило его в арбитражный суд, заявив также требование об обязании Таможни возвратить 5 692 818 руб. 35 коп. излишне уплаченных таможенных пошлин.
Суды удовлетворили требования заявителя, признав незаконным решение Таможни, изложенное в письме от 24.12.2009 N 11-01/35295, и обязали таможенный орган возвратить 5 563 923 руб. 38 коп. таможенных пошлин. Суды сделали вывод о необоснованности применения поправочного коэффициента.
Кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247 и 391 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно пункту 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" расчет вывозной таможенной пошлины зависит от объема (куб.м) экспортируемых лесоматериалов.
В рассматриваемом случае признание факта излишней уплаты таможенных пошлин Обществом зависит от признания обоснованным или необоснованным применения им коэффициента 0,06, установленного пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79 Е для бревен чистой окорки. Для определения плотного объема древесины с корой (объема без пустот), к уже установленному складочному объему (объему штабеля - геометрическому объему) применяются коэффициенты таблицы 1 ОСТ 13-43-79 Е. Поскольку Обществом экспортировалась неокоренная древесина, то размер таможенных пошлин и налогов зависит от плотного объема именно неокоренных лесоматериалов.
В ходе судебного разбирательства суды установили, что декларантом указаны несколько большие объемы лесоматериалов, чем требовалось, поскольку при расчете переводной коэффициент таблицы 1 увеличен на коэффициент 0,06 - предназначенный для перевода геометрического объема древесины чистой окорки в плотный объем, а не для перевода плотного объема лесоматериалов в объем древесины в коре.
Таким образом, как правильно указали суды, в данном случае применение поправочного коэффициента 0,06 не соответствует его функциональному назначению по ОСТ 13-43-79 Е. Вывод судов о том, что в результате применения поправочного коэффициента 0,06 в спорный период по вышеназванным декларациям объемы вывезенных неокоренных лесоматериалов указаны с превышением, является правильным и обоснованным.
В силу статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, товар был вывезен с таможенной территории Российской Федерации без таможенного досмотра. Таможенный орган не предъявлял Обществу требований относительно применения аттестованных МВИ. Ссылка Таможни на обязательность применения аттестованной МВИ для подтверждения объемов указанного товара подлежит отклонению как не имеющая правового значения для рассматриваемого вопроса в отношении вывезенной с разрешения таможенного органа древесины.
Расчет объемов, выполненный Таможней с учетом МВИ, сделан после выпуска товаров, вне рамок таможенного контроля и не может служить подтверждением правомерности размера таможенных платежей, уплаченных при таможенном оформлении, поскольку использование при расчете результатов измерений, произведенных по ОСТ 13-43-79 Е, не отвечает методам и показателям измерений, используемых МВИ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (пункт 9 статьи 355 ТК РФ).
В данном случае суды установили все обстоятельства, имеющие значение для возврата излишне уплаченных таможенных платежей, с учетом доводов участников спора и положений пунктов 1, 2 и 9 статьи 355 ТК РФ.
На основании материалов дела суды правомерно установили, что при обращении в Таможню с заявлением о возврате денежных средств Общество представило все необходимые документы, перечень которых утвержден приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления", для осуществления возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Таможни оснований для корректировки таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость которых по ряду ГТД была самостоятельно определена Обществом в процентном отношении (20%) от заявленной таможенной стоимости товаров. При этом таможенная стоимость товаров определялась Обществом на основании условий контракта. Таким образом, оснований для возврата таможенных платежей, уплаченных по таким ГТД, у Таможни не имелось.
Сторонами в суд первой инстанции представлен двусторонний акт сверки расчетов, в примечании к которому указано: "Коэффициент полнодревесности не влияет на размер уплаченных пошлин в тех декларациях, в которых пошлина исчислена в процентах от таможенной стоимости". Из указанного акта следует, что сумма излишне уплаченных таможенных платежей составляет 5 563 923 руб. 38 коп.
Таможенным органом факт уплаты ООО "Метсялиитто Санкт-Петербург" таможенных платежей не отрицается, доказательств наличия задолженности Общества по уплате таможенных платежей в материалы дела не представлено, отсутствует спор о размере таможенных пошлин, возвращенных судом первой инстанции заявителю (5 563 923 руб. 38 коп.).
При таких обстоятельствах суды, установив факт излишней уплаты таможенных пошлин, на основании акта сверки расчетов правомерно признали незаконным решение Таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, изложенное в письме от 24.12.2009 N 11-01/35295, и обязали таможенный орган вернуть Обществу 5 563 923 руб. 38 коп. излишне уплаченных таможенных пошлин.
В связи с этим кассационная инстанция считает, что судебные акты не подлежат отмене.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу N А56-13981/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.