Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Блиновой Л.В. и Дмитриева В.В.,
при участии представителя закрытого акционерного общества "Белфрахт" Туфанова И.В. (доверенность от 11.04.2011),
рассмотрев 18.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Белфрахт" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А05-11163/2010 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.),
установил
Закрытое акционерное общество "Белфрахт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 05.08.2010 N 11232 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление) от 15.09.2010 N 07-10/1/13378.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2010 (судья Бекарова Е.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 решение суда первой инстанции отменено.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 07.02.2011, оставить в силе решение от 24.11.2010. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела апелляционный суд неправильно истолковал положение абзаца второго статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Как указывает общество, издание (принятие) актов законодательства субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий, установленных федеральным законом на момент издания (принятия) соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Податель жалобы считает, что поскольку Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) предоставил законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации право увеличивать ставку транспортного налога, то он, в этой части, безусловно, относится к актам, ухудшающим положение налогоплательщиков, а следовательно, придание ему обратной силы прямо противоречит статье 5 НК РФ. Поэтому общество считает, что полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по увеличению ставки транспортного налога более чем в 5 раз возникли с 01.01.2010, а поскольку закон Архангельской области от 27.11.2009 N 102-внеоч.-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О транспортном налоге" (далее - Областной закон от 27.11.2009) принят 27.11.2009, то он не распространяется на правоотношения, возникшие ранее вступления в силу Закона N 282-ФЗ. С учетом изложенного общество считает необоснованным вывод апелляционного суда об отсутствии в настоящем деле оснований, предусмотренных налоговым законодательством, для признания акта о налогах и сборах не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации. В обоснование довода о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм процессуального права общество ссылается на несоблюдение апелляционным судом статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), приведшее, по его мнению, к принятию неправильного судебного акта.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за I квартал 2010 года.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного расчета, по результатам которой составила акт от 05.07.2010 N 5791 и приняла решение от 05.08.2010 N 11232 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением обществу доначислено и предложено уплатить 4862 руб. транспортного налога.
Основанием для доначисления налога в указанной сумме послужил вывод налогового органа о неправомерном неприменении обществом при исчислении транспортного налога в отношении легкового автомобиля "LEXUS LX 570" (государственный регистрационный номер Н 570 НХ 29, мощность двигателя 367 л.с.) налоговой ставки в размере 203 руб./л.с., предусмотренной Законом Архангельской области от 01.10.2002 N 112-16-ОЗ (далее - Областной закон N 112-16-ОЗ) в редакции Областного закона от 27.11.2009. При исчислении налога общество применило налоговую ставку в размере 150 руб./л.с. Сообщение инспекции от 22.06.2010 N 16-23/304/11097 о необходимости внесения изменений в налоговую отчетность общество оставило без исполнения. В решении от 05.08.2010 N11232 налоговый орган также указал, что Областной закон от 27.11.2009 вступил в силу с 01.01.2010, а следовательно, подлежит применению к спорным правоотношениям.
Решением управления от 15.09.2010 N 07-10/1/13378, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции от 05.08.2010 N 11232 оставлено без изменения.
Общество, считая решения инспекции от 05.08.2010 N 11232 и управления от 15.09.2010 N 07-10/1/13378 недействительными, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что общество при исчислении транспортного налога за I квартал 2010 года за автомобиль "LEXUS LX 570", применило ставку налога 150 руб./л.с. в соответствии с пунктом 2 статьи 361 НК РФ и Законом N 112-16-ОЗ без учета изменений, внесенных Областным законом от 27.11.2009, установившим налоговую ставку для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. в размере 203 руб./л.с.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования. Арбитражный суд Архангельской области пришел к выводу, что при принятии оспариваемых решений налоговыми органами не было учтено, что на дату принятия Областного закона от 27.11.2009 действовала редакция статьи 361 НК РФ, предоставляющая право законодательным органам субъектов Российской Федерации увеличивать ставку налога не более чем в пять раз. Следовательно, у законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации на дату принятия Областного закона от 27.11.2009 отсутствовали полномочия устанавливать ставки транспортного налога, превышающие установленные частью 2 статьи 361 НК РФ предельные размеры ставок. При этом суд отклонил довод налоговых органов о том, что статья 361 НК РФ (в редакции Закона N 282-ФЗ) и Областной закон от 27.11.2009 вступили в законную силу одновременно - с 01.01.2010. Суд указал, что законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в нарушение статьи 361 НК РФ в редакции, действующей на момент принятия Областного закона от 27.11.2009, установил размер ставки транспортного налога выше предельного размера, установленного данной статьей, тем самым превысив свои полномочия. Поэтому первая инстанция признала правомерным применение обществом при исчислении транспортного налога налоговой ставки в размере 150 руб./л.с.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что Областной закон от 27.11.2009 вступил в силу с 01.01.2010, и в I квартале 2010 года действовала налоговая ставка транспортного налога на территории Архангельской области для транспортных средств с мощностью двигателя свыше 250 л.с. в размере 203 руб./л.с., поэтому общество обязано применять эту ставку при исчислении и уплате транспортного налога. Суд апелляционной инстанции также признал ошибочным вывод суда первой инстанции о несоответствии Областного закона от 27.11.2009 Закону N 282-ФЗ, поскольку на дату введения в действие Областного закона от 27.11.2009 установленные этим законом налоговые ставки не превышали предельных размеров ставок, предусмотренных пунктом 2 статьи 361 НК РФ. Апелляционный суд также проверил и признал соблюденными требования статьи 5 НК РФ при опубликовании и введении в действие Областного закона от 27.11.2009.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, принятого по настоящему делу.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных названным Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Согласно пункту 1 статьи 361 (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 282-ФЗ) ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. установлена в размере 30 руб./л.с. При этом в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз (пункт 2 статьи 361 НК РФ).
С 01.01.2010 действует редакция пункта 2 статьи 361 НК РФ в редакции Закона N 282-ФЗ, согласно которой налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Данные изменения внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"; Федеральный закон N 282-ФЗ принят Государственной Думой 20.11.2009, одобрен Советом Федерации 25.11.2009 и подписан Президентом Российской Федерации 28.11.2009.
На территории Архангельской области транспортный налог введен Областным законом N 112-16-ОЗ. В статье 1 этого Закона в редакции, действовавшей в 2009 году, ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. установлена в размере 150 руб./л.с.
Областным законом от 27.11.2009 внесены изменения в Областной закон N 112-16-ОЗ, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. ставка налога установлена в размере 203 руб./л.с. Изменения, внесенные Областным законом от 27.11.2009, согласно статье 2 этого Закона вступили в силу с 01.01.2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по транспортному налогу.
То есть изменения в Областной закон от 27.11.2009 приняты Архангельском областным Собранием депутатов на один день раньше, чем Закон N 282-ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает особое внимание на то, что как Областной закон от 27.11.2009, так и Закон N 282-ФЗ вступили в силу одновременно - с 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. Пунктом 3 статьи 12 НК РФ предусмотрено, что региональными налогами признаются налоги, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Положениями пункта 2 статьи 361 НК РФ федеральный законодатель ограничивает налоговое бремя, которое может быть возложено на налогоплательщика законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены такие элементы налогообложения, как налоговый период и налоговая ставка. При этом налоговая ставка не может рассматриваться самостоятельно и отдельно, как от налогового периода, так и от других элементов налогообложения, установленных пунктом 1 статьи 17 НК РФ.
Следовательно, исходя из пункта 1 статьи 3, пункта 3 статьи 12 и пункта 1 статьи 17 НК РФ положения налогового законодательства возлагающие на налогоплательщика определенные обязанности, действуют с начала налогового периода. Иными словами, налог становится обязательным к уплате с начала налогового периода. Поскольку и Областной закон от 27.11.2009, и Закон N 282-ФЗ вступили в силу с 01.01.2010, то дата их принятия органами законодательной власти не имеет значения, поскольку нельзя говорить о неправомерности недействующего нормативного акта, нормативного акта, который еще не вступил в силу.
Статьей 6 НК РФ предусмотрены основания признания нормативного правового акта о налогах и сборах не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания Областного закона от 27.11.2009 не соответствующим Налоговому Кодексу Российской Федерации применительно к положениям пункта 1 статьи 6 НК РФ.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что общество с 01.01.2010 должно было уплачивать транспортный налог за легковой автомобиль "LEXUS LX 570" (государственный регистрационный номер Н 570 НХ 29, мощность двигателя 367 л.с.) по ставке, установленной Областным законом от 27.11.2009, то есть в размере 203 руб./л.с. (для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с.).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А05-11163/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Белфрахт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.