Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
при участии от закрытого акционерного общества "Рыбопромышленная компания "Рыбфлот - ФОР" Иотченко Ф.Ф. (доверенность от 07.09.2010. N СБМ-184), Яковлева А.В. (доверенность от 12.01.2011),
рассмотрев 26.04.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Рыбопромышленная компания "Рыбфлот - ФОР" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу N А21-6227/2010 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.),
установил
Закрытое акционерное общество "Рыбопромышленная компания "Рыбфлот-ФОР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Мурманской области (далее - Управления) от 25.05.2010 N 2109/190/10 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 14.07.2010 Арбитражный суд Мурманской области передал дело А42-3867/2010 на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Калининградской области. Делу присвоен N А21-6227/2010.
Решением от 21.09.2010 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2010 решение от 21.09.2010 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 14.12.2010 и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Управление, уведомленное о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.12.2009 Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству Обществу выдано разрешение N ПМ-100087 на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в районе действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в Баренцевом и Норвежском морях судном "Валерий Джапаридзе" (бортовой номер К-1864).
В период с 23.01.2010 по 06.02.2010 принадлежащее Обществу судно К-1864 "Валерий Джапаридзе" осуществляло промышленное рыболовство по освоению квоты водных биоресурсов, выданной Обществу на основании вышеуказанного разрешения.
На основании данных технических средств контроля спутниковой отраслевой системы мониторинга Управление установило, что судно "Валерий Джапаридзе" 05.02.2010 в 11:48 мск находилось в точке с координатами Ш:72°59'38"N Д:36°18'7"E (NEAFC Анклав Баренцева моря), а в 12:50 мск 05.02.2010 находилось в точке с координатами Ш:72°57'17"N Д:36°29'31"E (исключительная экономическая зона Российской Федерации). По мнению Управления, указанное судно пересекло линию внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации (на вход) для осуществления промысла водных биологических ресурсов по разрешению N ПМ-100087, выданному 31.12.2009. При этом в нарушение требований пункта 3 Положения о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек), утвержденного приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.06.2007 N 311/324 (далее - Положение N 311/324), судном не пройден морской контрольный пункт (точка) "Север-1"; в нарушение требований пункта 4 Положения N 311/324 с судна не было подано уведомление о прохождении морского контрольного пункта (точки) "Север-1".
По факту выявленного нарушения порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) Управление составило протокол об административном правонарушении от 11.05.2010 N 2109/190/10.
Постановлением Управления от 25.05.2010 N 2109/190/10 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде взыскания 200 000 руб. штрафа.
Общество, посчитав постановление административного органа незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, сделав вывод об отсутствии доказательств пересечения судном внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, признав факт пересечения судном внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации на вход доказанным и сделав вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, отменил решение суда, в удовлетворении заявления отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционной инстанции следует отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Согласно статье 18.6 КоАП РФ нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ (далее - Закон N 191-ФЗ) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным названным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно пункту 3 этой же статьи внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 191-ФЗ установлено, что линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
В силу пункта 15 статьи 7 Закона N 191-ФЗ установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти.
Перечень географических координат, определяющих положение базисных линий для отсчета ширины территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 07.02.1984 и от 15.01.1985 и другим нормативным актом не отменен, в связи с чем продолжает действовать на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод относительно доказанности факта пересечения судном К-1864 "Валерий Джапаридзе" исключительной экономической зоны Российской Федерации на вход без прохождения морского контрольного пункта (точки) "Север-1" и без подачи уведомления о прохождении этого пункта.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 311/324 (действовавшего на момент совершения Обществом нарушения) контрольные пункты являются обязательными для прохождения судами при каждом входе (выходе) в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии ее внешней границы либо заменяющей ее или делимитационной линии для осуществления промысла водных биологических ресурсов и ведения морских ресурсных исследований и при завершении промысла водных биологических ресурсов и ведения морских ресурсных исследований в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения N 311/324 установлено, что старшие групп (при групповом плавании) или капитаны (при одиночном плавании) судов не позднее чем за 24 часа до пересечения линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации или выхода из промыслового района, кроме перемещений в Охотском море, а также переходов между Петропавловско-Командорским и Северо-Курильским промысловыми районами, направляют информацию (радиограммой или по факсимильной связи) в координационные центры пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям) по принадлежности контрольных пунктов согласно Системе с указанием данных для группового и одиночного плавания по установленной форме. Морские контрольные пункты в зонах ответственности пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям) приведены в приложении 1 к названному Положению.
В приложении 1 к Положению N 311/324 приводится перечень морских контрольных пунктов в зонах ответственности пограничных управлений Федеральной службы безопасности России по субъектам Российской Федерации, в частности морским контрольным пунктом "Север-1" является Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Мурманской области.
Приказом Федеральной службы безопасности России N 56 и приказом Федерального агентства по рыболовству N 91 от 15.02.2010 (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2010) утвержден Порядок прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) (далее - Порядок N 56/91), в соответствии с пунктом 3 которого контрольные пункты являются обязательными для прохождения судами при каждом входе в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии ее внешней границы для осуществления рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также при выходе из нее после завершения рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.
Из приведенных нормативных актов следует, что прохождение контрольных пунктов является обязательным только при входе в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации для осуществления указанных в пункте 3 Положения N 311/324 и пункте 3 Порядка N 56/91 целей, в частности для осуществления рыболовства.
Приказом Федеральной службы безопасности России N 52 и приказом Федерального агентства по рыболовству N 72 от 04.02.2011 "О внесении изменений в Порядок прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и Систему контрольных пунктов (точек), утвержденные Приказом ФСБ России и Росрыболовства от 15 февраля 2010 г. N 56/91" установлено, что контрольные пункты не проходятся российскими судами в случаях осуществления промышленного или прибрежного рыболовства в районах, из которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная доставка уловов водных биологических ресурсов на таможенную территорию Российской Федерации (абзац третий пункта 4); российские суда, указанные в абзаце третьем пункта 4 настоящего Порядка, пересекают линию внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации в уведомительном порядке с представлением в пограничное управление ФСБ России информации по форме, установленной в приложении N 2 к названному Порядку, за исключением пункта 14 (пункт 11).
Согласно части 3.2 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, у Общества отсутствует обязанность проходить контрольные пункты (точки) при осуществлении промышленного рыболовства после его начала и до его завершения на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Следовательно, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.6 КоАП РФ.
При таком положении суд апелляционной инстанции, применив неправильно нормы права, сделал ошибочный вывод об отказе в удовлетворении заявления Общества, в связи с чем постановление апелляционной инстанции подлежит отмене. Учитывая, что решением суда первой инстанции постановление о привлечении Общества к административной ответственности признано незаконным и отменено, кассационная инстанция считает возможным оставить в силе решение суда.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу N А21-6227/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2010 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.