Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "АвтоВАЗ" Сухойван О.Ю. (доверенность от 21.12.2010 N 00001/740-Д), Казанцевой О.К. (доверенность от 08.10.2010 N 00001/502-Д), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Юмашовой Н.П. (доверенность от 04.06.2011), Ильичевой О.Ю. (доверенность от 04.05.2011), от Федеральной налоговой службы Юмашовой Н.П. (доверенность от 22.04.2010 N ММВ-29-7/170),
рассмотрев 04.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщика N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2010 (судья Глумов Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А56-13176/2010,
установил
Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция) от 30.12.2009 N 14-12/22Р в части доначисления 159 857 589 руб. 89 коп. налога на прибыль за 2007 год, уменьшения на 763 836 562 руб. 70 коп. убытка за 2008 год, доначисления 82 024 184 руб. 61 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 16 358 372 руб. 46 коп. пеней по НДС и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 15 489 355 руб. 37 коп. штрафа за неполную уплату НДС.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная налоговая служба.
В кассационной жалобе (с учетом ходатайства о частичном признании иска от 14.01.2011) Инспекция просит отменить решение от 19.05.2010 и постановление от 28.07.2010 о признании недействительным решения от 30.12.2009 N 14-12/22Р по эпизоду, изложенному в пункте 1.7 мотивировочной части оспариваемого ненормативного акта, и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении требований в указанной части.
Не соглашаясь с выводами судебных инстанций по оспоренному эпизоду, податель жалобы указывает, что средства, полученные Обществом из федерального бюджета в счет возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, не могут рассматриваться в качестве целевых поступлений из бюджета в смысле, используемом в пункте 2 статьи 251 НК РФ. По мнению Инспекции, данные средства подлежали включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
В отзыве Общество просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представители Инспекции и Федеральной налоговой службы поддержали доводы кассационной жалобы, представители Общества - их отклонили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты Обществом налогов и сборов, в том числе налога на прибыль за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 30.12.2009 N 14-12/22Р о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику, в том числе, предложено уменьшить на 364 617 583 руб. убыток при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 год (пункт 1.7 мотивировочной части).
Основанием для принятия решения в данной части послужил вывод Инспекции о занижении Обществом внереализационных доходов на сумму, выплаченную ему из бюджета в соответствии с Правилами возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357 (далее - Правила).
Решением Федеральной налоговой службы от 09.03.2010 N 9-1-08/0208@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, Общество оспорило решение от 30.12.2009 N 14-12/22Р (в части) в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа по эпизоду, изложенному в пункте 1.7 мотивировочной части решения.
Определением суда кассационной инстанции от 31.03.2011 производство по кассационной жалобе Инспекции на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций было приостановлено до пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2010 по делу N А56-62033/2009, в рамках
которого рассматривался вопрос о характере средств, полученных налогоплательщиками во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357, в целях применения пункта 2 статьи 251 НК РФ.
Определением от 12.04.2011 суд кассационной инстанции возобновил производство по кассационной жалобе Общества в связи с опубликованием на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определения от 06.04.2011 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А56-62033/2003.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2008 году) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.
Судами установлено, что в проверяемый период Общество являлось получателем поступлений из федерального бюджета в форме субсидий.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предоставление субсидий из федерального бюджета производится в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Выделение из федерального бюджета денежных средств с целью возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Согласно пункту 17 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в 2008 - 2010 годах возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 - 2010 годах в российских кредитных организациях, осуществляется в соответствии с Правилами.
Пунктом 3 Правил установлено, что возмещение осуществляется в отношении организаций, экспортирующих промышленную продукцию не менее 3 лет и соответствующих ряду требований: направление кредитных ресурсов на осуществление экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки, то есть целевое использование кредитных средств; своевременное исполнение кредитных договоров в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита; отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, именно понесенные налогоплательщиком за счет собственных средств расходы, уже отраженные в бухгалтерском учете в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Размер и факт несения затрат на уплату процентов в 2006 - 2007 годах по кредитам банков из собственных средств Общества, а также размер и факт поступления бюджетных средств налоговым органом не оспариваются.
Денежные средства в сумме 364 617 583 руб. перечислены налогоплательщику Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации платежными поручениями от 26.05.2008 N 555, от 23.05.2008 N 556, от 24.12.2008 N 431, в которых в качестве назначения платежа указано на возмещение расходов по уплате процентов за пользование кредитом.
Целевой характер данных бюджетных поступлений подтверждается совместными приказами Минпромэнерго России, Минфина России, Минэкономразвития России от 06.05.2008 N 202/236/136 и от 22.12.2008 N 415/648 "О возмещении из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях", в которых поименовано Общество, и прямо указано о возмещении ему из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в указанные в приказах периоды.
Установив все фактические обстоятельства дела, проанализировав нормы бюджетного и налогового законодательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что целевые бюджетные поступления, к которым относятся целевые бюджетные субсидии на частичную компенсацию расходов налогоплательщика по уплате процентов по кредитам, в силу прямого указания пункта 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), не подлежат учету в составе внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли.
Поскольку налоговый орган не доказал занижение налогоплательщиком внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль на 364 617 583 руб., составляющих целевые бюджетные поступления, полученные Обществом в счет возмещения затрат на уплату процентов, суды правомерно признали недействительным решение Инспекции от 30.12.2009 N 14-12/22Р по спорному эпизоду.
Кассационная коллегия считает, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 по делу N А56-13176/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.