Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2010 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-5809/2010,
установил
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее - УФССП) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Отделения по Питкярантскому району Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (в настоящее время реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, далее - Казначейство) от исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, изложенного в письме от 31.03.2010 N 207-02-26/186.
Решением от 30.09.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2011, требования заявителя удовлетворены. Отказ Казначейства от исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора признан незаконным. На Казначейство возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 30.09.2010 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2011.
В отзыве на кассационную жалобу УФССП просит оставить решение от 30.09.2010 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2011 без изменения, полагая их правомерными.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем на основании выданных Питкярантским городским судом исполнительных листов о принятии в муниципальную собственность жилых помещений, признании права пользования жилыми помещениями, об обязании предоставить жилые помещения, произвести ремонт муниципальных дорог, капитальный ремонт ряда домов и ремонт квартир в отношении должника (Администрации Питкярантского городского поселения) возбуждены исполнительные производства. В связи с неисполнением должником требований исполнительных документов в установленные для добровольного исполнения сроки, судебным приставом-исполнителем вынесены 22 постановления о взыскании с должника исполнительских сборов на общую сумму 110 000 руб.Указанные постановления направлены для исполнения в Казначейство.
Письмом от 31.03.2010 N 207-02-26/186 Казначейство возвратило постановления судебного пристава-исполнителя без исполнения, ссылаясь на то, что предъявленные документы не соответствуют установленному пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечню исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), направляемых в орган Федерального казначейства для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, указав также на то, что к предъявленным исполнительным документам не приложены надлежащим образом заверенные судом копии судебных актов и заявление с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены денежные средства.
Полагая отказ Казначейства от исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным, УФССП оспорило его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами.
Статьей 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя отнесены к числу исполнительных документов.
Статьей 68 названного Закона действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях исполнения исполнительного документа, определены как меры принудительного исполнения, к которым отнесено и обращение взыскания на имущество должника, в том числе на его денежные средства.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (судом установлено, что должник, являясь бюджетным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации).
Довод подателя жалобы о том, что постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не подлежат исполнению Казначейством в связи с тем, что не являются документами, выданными судебной инстанцией, обосновано отклонен судом как неправомерный. Нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций (исполнительский сбор - это санкция штрафного характера), являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, названный исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьей 242.5 БК РФ.
Возвращая исполнительные документы без исполнения, Казначейство также указало на отсутствие в приложениях к ним реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены подлежащие взысканию суммы. Вместе с тем, реквизиты банковского счета взыскателя указаны в постановлениях судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Отсутствие в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя, которые могут измениться и после направления соответствующего заявления в орган Федерального казначейства, в данном случае не препятствует исполнению исполнительных документов.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводом суда об отсутствии у Казначейства оснований для возвращения без исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя от 29.05.2010 о взыскании исполнительского сбора, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных УФССП требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит причин для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А26-5809/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судья |
О.А. Алешкевич Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.