Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Боглачевой Е.В., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Судостроительный завод "Северная верфь" Поповой Г.Е. (доверенность от 26.05.2010 N Д-68), Ефремовой Л.К. (доверенность от 07.12.2010 N Д-154), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Демидовой Е.В. (доверенность от 10.05.2010), Селивановой Ю.В. (доверенность от 18.03.2011 N 05-20/04231),
рассмотрев 05.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2010 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 (судьи Дмитриева И.А., Протас Н.И., Третьякова Н.О.) по делу N А56-24987/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Судостроительный завод "Северная верфь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция) от 29.12.2009 N 13-10/14Р в части предложения уменьшить убытки по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 465 757 899 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
Законность решения от 29.06.2010 и постановления от 01.12.2010 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества по вопросам правильности, полноты и своевременности уплаты налогов за 2007 - 2008 годы, о чем составила акт от 04.12.2009 N 13-10/17 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений приняла решение от 29.12.2009 N 13-10/14Р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением (оставленным без изменения вышестоящим налоговым органом) Инспекция, в частности, предложила Обществу уменьшить убытки по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 465 757 899 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для уменьшения убытка за 2008 год явился вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль в связи с неправомерным исключением из состава внереализационных доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, сумм возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам банка.
Общество частично оспорило ненормативный акт Инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что полученные Обществом денежные средства являются для него целевыми бюджетными поступлениями, а налогоплательщик - получателем бюджетных средств, и удовлетворили требования Общества, правомерно основываясь на следующем.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями. Если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, то последний полностью или частично обязан возместить понесенные расходы. Данная позиция приведена в пункте 1 информационного письма от 22.12.2005 N 98 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определены понятия и термины, применяемые в целях БК РФ. Так, субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, из федерального бюджета допускается в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами.
Выделение из федерального бюджета денежных средств с целью возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что в 2008 - 2010 годах возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 - 2010 годах в российских кредитных организациях, осуществляется в соответствии с Правилами возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил возмещение осуществляется в отношении организаций, экспортирующих промышленную продукцию не менее 3 лет и соответствующих ряду требований: направление кредитных ресурсов на осуществление экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки, то есть целевое использование кредитных средств; своевременное исполнение кредитных договоров в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита; отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
Порядок отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки определяется Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным российскими экспортерами промышленной продукции в российских кредитных организациях, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации путем перечисления средств в качестве возмещения на расчетные счета организаций, открытые в банках.
Пунктом 13 Правил установлено обязательное целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление возмещения, контроль за которым возложен на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
Таким образом, условием предоставления бюджетополучателю спорной субсидии является факт осуществления налогоплательщиком расходов по уплате процентов за счет собственных средств. Именно понесенные налогоплательщиком за счет собственных средств расходы, отраженные в его бухгалтерском учете в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета в виде субсидии.
Материалами дела подтверждается, что Общество в 2008 году в состав налогооблагаемых доходов не включило 465 757 899 руб. бюджетных средств, полученных в указанный период по платежным документам, в которых назначение платежа определено как возмещение расходов по уплате процентов за пользование кредитом; но при этом Общество учло соответствующие суммы в составе своих внереализационных расходов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в 2008 году являлось получателем целевых поступлений из федерального бюджета в форме субсидий.
Размер и факт поступления бюджетных средств, а также размер и факт понесенных ранее расходов на уплату процентов по кредитам банков из собственных средств Общества налоговым органом проверены и не оспариваются.
Целевой характер указанных бюджетных поступлений подтверждается совместными приказами Минпромэнерго России, Минфина России, Минэкономразвития России от 23.12.2005 N 306/342/154н, от 29.12.2005 N 362/349/164н, от 16.03.2007 N 427/25н/92 и от 10.08.2007 N 175/534/274 "О возмещении из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях", в которых приведен перечень этих организаций, в том числе и Общество, и прямо указано о возмещении им из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в указанные в приказах периоды.
Таким образом, целевые бюджетные поступления, к которым относятся целевые бюджетные субсидии на частичную компенсацию расходов налогоплательщика по уплате процентов по кредитам, в силу прямого указания пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль и не должны учитываться в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
Указанная правовая позиция подтверждена определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.2011 N ВАС-158/11.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств, а нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по делу N А56-24987/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.