Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И.,
при участии от муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Киршенмана Е.В. (доверенность от 07.04.2011), от Федерального государственного унитарного предприятия "Российский научный центр "Прикладная химия" Казаковой Ю.В. (доверенность от 12.04.2011),
рассмотрев 12.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2010 (судья Раннева Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 (судьи Барканова Я.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-31870/2010,
установил:
администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский научный центр "Прикладная химия" (далее - Предприятие) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Росимущество) об обязании Предприятия предоставить письменное согласие на передачу в собственность муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Муниципальное образование) ряда электросетевых объектов, расположенных в поселке Кузьмоловский Всеволожского района, а также передать техническую документацию на указанные объекты (технические паспорта, техническую характеристику оборудования); об обязании Росимущества совершить предусмотренные частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) юридические и фактические действия, направленные на передачу данных объектов из федеральной собственности в собственность Муниципального образования (требования с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского района (далее - Администрация городского поселения) и Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 15.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2011, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.11.2010 и постановление от 03.02.2011 и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы считает, что суды неправомерно применили к спорным правоотношениям статью 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005. По мнению Администрации, разрешая настоящий спор судам следовало исходить из того, что передача спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную предусмотрена ранее действовавшим законодательством, однако отсутствие согласия Предприятия на передачу имущества не позволяет соответствующим органам власти надлежащим образом выполнить предписанную законом обязанность по приемке передаче имущества. Кроме того, Администрация не согласна с выводами судов о пропуске срока исковой давности для обращения за защитой своего нарушенного права по настоящему иску.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Росимущество, Министерство и Администрация городского поселения надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.97 N 1649-р (далее - Распоряжение N 1649-р) принято предложение Администрации и Мингосимущества России, согласованное с Министерством науки России, о передаче в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности и расположенных во Всеволожском районе объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Предприятия согласно Приложению, в том числе комплекса электроснабжения в поселке Кузьмоловский. При этом Мингосимуществу России совместно с Администрацией предписано обеспечить в установленном порядке передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
На основании распоряжения N 1649-р Администрация постановлением от 30.12.97 N 2817 приняла по состоянию на 31.12.1997 в собственность Муниципального образования объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения Предприятия в поселке Кузьмоловский и поселке им. Морозова с передачей данных объектов в полное хозяйственное ведение Всеволожского муниципального предприятия Электрических сетей комплекса электроснабжения.
Распоряжением Администрации от 14.05.1999 N 490 утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в федеральной собственности, передаваемых в муниципальную собственность. Объекты приняты в муниципальную собственность постановлением Администрации Всеволожского района от 15.09.2000 N 1730.
Постановлением Администрации от 15.11.2005 N 5165 в муниципальную собственность принят комплекс электроснабжения в поселке Кузьмоловский, находящийся в ведении Предприятия, а также отменен пункт 3.3 постановления Администрации от 30.12.97 N 2817.
Администрация письмами от 27.05.2009 N 2173/01-15, от 01.12.2009 N 5038/01-16, от 19.02.2010 N 1457/01-16 обращалась в адрес Предприятия с требованием совершить действия, направленные на передачу в муниципальную собственность комплекса энергоснабжения, расположенного на территории поселка Кузьмоловский, для завершения процедуры передачи комплекса энергоснабжения в собственность Муниципального образования.
Отказ Предприятия оформить согласие на передачу объектов электроснабжения и передать техническую документацию на них явился основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в иске исходя из следующего. С учетом положений абзаца 30 части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ суд сделал вывод о том, что передача спорного имущества может быть осуществлена исключительно с согласия Предприятий. Обязанность Предприятия дать такое согласие законодательством не установлена. Кроме того, суд указал на пропуск Администрацией срока исковой давности по заявленным требованиям.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.
Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о пропуске Администрацией срока исковой давности по предъявленным к Предприятию требованиям. О том, что Предприятие не совершило действий, направленных на передачу спорных объектов в муниципальную собственность, Администрации было известно в 1997 году. Требования о совершении указанных действий предъявлены в 2010 году, то есть за пределами срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, что является основанием для отказа в иске.
Относительно требований Администрации, предъявленных к Росимуществу, кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее. Администрация просит обязать Росимущество совершить предусмотренные частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ юридические и фактические действия, направленные на передачу спорных объектов из федеральной собственности в собственность Муниципального образования, то есть совершить действия, принять решения, отнесенные к полномочиям Росимущества в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возложение на государственный орган обязанности совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя представляет собой правовые последствия признания незаконными решений, действий (бездействия) такого органа. В данном случае Администрация какие-либо решения, действия (бездействие) Росимущества не оспаривала, следовательно, отсутствуют основания для обязания Росимущества как государственного органа совершить определенные действия в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по делу N А56-31870/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.