Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Слепнева Э.В. (доверенность от 26.08.2009),
рассмотрев 16.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.11.2010 (судья Логинова О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А13-9533/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании действий Вологодской таможни (далее - таможня), выразившихся в отказе возвратить 6 092 000 руб. таможенных сборов, излишне уплаченных в период с 09.05.2009 по 30.09.2009 при подаче полных периодических деклараций (далее - ППД). Общество также просит суд обязать таможенный орган принять решение о возврате указанных таможенных сборов.
Решением от 15.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2011, заявление общества удовлетворено, оспариваемые действия таможни признаны незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). На основании статьи 201 АПК РФ суд обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, принять в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу решение о возврате 6 092 000 руб. таможенных сборов, излишне уплаченных при подаче ППД в период с 09.05.2009 по 30.09.2009.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статей 11, 138, 357.6, 357.7, 357.10 ТК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - постановление Правительства РФ N 863), постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - постановление Правительства РФ N 220).
По мнению таможенного органа, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товара должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации. В обоснование своей правовой позиции податель жалобы ссылается постановление Правительства РФ N 220, которое принято "с целью единообразного применения норм права в части, касающейся уплаты таможенных сборов при временном периодическом декларировании". Таможня считает, что поскольку временные таможенные декларации представлены обществом после введения в действие пункта 7.1 постановления Правительства РФ N 863, то соответствующая норма подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в период с 25.03.2009 по 30.09.2009 в таможне произведено таможенное оформление экспортируемого обществом товара с использованием процедуры периодического временного декларирования (статья 138 ТК РФ).
За указанный период общество уплатило по временным периодическим декларациям (ВПД) таможенные сборы в общей сумме 6 588 500 руб., а за оформление соответствующих ППД (с 09.05.2009 по 30.09.2009) - 6 092 000 руб. таможенных сборов.
Эти платежи подтверждены имеющимся в материалах дела соглашением сторон по фактическим обстоятельствам дела от 15.11.2010 (листы дела 33 - 37).
Рассмотрев заявление общества от 25.05.2010 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов (в размере 6 099 500 руб. по прилагаемым платежным поручениям и ППД), таможня отказала в возврате сборов за таможенное оформление ввиду отсутствия факта излишней уплаты (письмо от 07.06.2010 N 07-21/4629; листы дела 9, 10).
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций полно установили фактические обстоятельства дела и согласились с доводами заявителя по праву.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов основаны на правильном системном толковании норм таможенного права, подлежащих применению в рассматриваемой ситуации.
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 863 определены ставки таможенных сборов.
Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Такое толкование распространяется на подлежащие применению в данном случае положения Таможенного кодекса Российской Федерации, с учетом времени возникновения спорных правоотношений.
В силу положений статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи (пункт 1).
Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (пункт 2).
Постановление Правительства РФ N 220 официально опубликовано в марте 2009 года, обратной силы не имеет (статья 4 ТК РФ).
Согласно этому нормативному правовому акту постановление Правительства РФ N 863 дополнено пунктом 7.1 следующего содержания: при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать определенные изменения таможенного законодательства и иерархию нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел (статья 13 АПК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ в первоначальной редакции (действовала до 01.10.2009) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ указанная норма изменена, дополнена словами "в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации".
В силу пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
В то же время постановление Правительства РФ N 863 принято в соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ и устанавливает только ставки таможенных сборов. Порядок уплаты таможенных сборов регламентирован непосредственно Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 357.7 ТК РФ).
Поскольку соответствующие изменения, устанавливающие порядок уплаты таможенных сборов, в Таможенный кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ и действуют с 01.10.2009, они не могут применяться к спорному периоду, на момент представления спорных деклараций.
Выводы судов отвечают пункту 2 статьи 357.7 ТК РФ, а равно требованиям статьи 13 АПК РФ.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
Доводы таможенного органа сводятся к ошибочной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.11.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу N А13-9533/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.