Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Малышевой Н.Н. и Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гордеева Э.В. (доверенность от 14.12.2010), Кудряшова С.В. (доверенность от 14.12.2010), от общества с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" Орешко Н.А. (доверенность от 09.07.2010),
рассмотрев 18.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 по делу N А56-36451/2010 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В. и Савицкая И.Г.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" (далее - ООО "УПК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 190 329 руб. 30 коп. пеней за просрочку доставки груза.
Решением суда первой инстанции от 11.10.2010 с ОАО "РЖД" в пользу ООО "УПК" взыскано 100 000 руб. неустойки. В остальной части в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2011 решение суда от 11.10.2010 отменено. В иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "УПК" просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает, что у судов отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям пунктов 5.6 и 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить в силе обжалуемое постановление, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представитель ОАО "УПК" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители ОАО "РЖД" обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.06.2009 на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес ООО "УПК" по накладной N ЭЭ634675 прибыл прямой отправительский маршрут с грузом "чугун передельный" в количестве 43 вагонов.
В соответствии с календарным штемпелем прием груза к перевозке со станции Присады Московской железной дороги был осуществлен 16.06.2009.
В накладной срок доставки груза указан 21.06.2009.
Полагая, что груз прибыл с просрочкой его доставки на одни сутки, ООО "УПК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчика пеней в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки на основании статья 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Суд первой инстанции признал требования обоснованными и удовлетворил иск частично, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Апелляционная инстанция отменила решение и отказала в иске, исходя из того, что срок доставки груза ответчиком не нарушен.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего УЖТ РФ.
Апелляционная инстанция сделала вывод об отсутствии просрочки доставки груза со ссылкой на пункты 5.1, 5.9 и 6.6 Правил N 27, согласно которым сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются: на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1), на одни сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9), а также на время задержки грузов на промежуточных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей.
Кассационная инстанция не может согласиться с данными выводами апелляционного суда.
Из представленного ООО "УПК" расчета срока просрочки доставки груза (лист дела 11) следует, что истец при расчете учел положения пункта 5.1 Правил N 27 и добавил двое суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза.
Также апелляционный суд посчитал, что станция Александров входит в число станций Московского железнодорожного транспортного узла, а станция Шушары - в Санкт-Петербургский узел связи, в связи с чем увеличил срок доставки груза на двое суток.
Понятия "Московский железнодорожный узел" и "Московская железная дорога", а также "Санкт-Петербургский железнодорожный узел" и "Октябрьская железная дорога" не являются тождественными.
В статье 2 УЖТ РФ дается понятие "тарифные руководства". Тарифные руководства - это сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборы за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В книге 3 "Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта" Тарифного руководства N 4, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.07.2003 N 55, указано, что в обобщенный транзитный пункт "Московский узел" входят железнодорожные станции Андроновка, Белокаменная, Бойня, Братцево, Владыкино-Московское, Воробьевы Горы, Канатчиково, Кожухово, Кутузово, Лефортово, Лихоборы, Москва-Южный Порт, Новопролетарская, Пресня, Ростокино, Серебряный Бор, Угрешская, Черкизово Московской железной дороги. В обобщенный транзитный пункт "Санкт-Петербургский узел" входят железнодорожные станции Автово, Бадаевская, Волковская, Глухоозерская, Дача Долгорукова, Корпусный Пост, Купчинская, Кушелевка, Нарвская, Новый Порт, Полюстрово, Предпортовая, Среднерогатская, Цветочная Октябрьской железной дороги.
Согласно данному нормативному акту станция Александров не входит в число станций Московского железнодорожного транспортного узла, хотя расположена на Московской железной дороге, а станция Шушары не входит в число станций Санкт-Петербургского узла связи, хотя расположена на Октябрьской железной дороге.
Пунктом 6.6 Правил N 27 предусмотрено, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине их неприема железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. Таким образом, задержка вагона может являться основанием для увеличения срока доставки груза только тогда, когда ее причина зависит от действий указанных в приведенном положении лиц.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости делается отметка о составлении акта общей формы (пункт 6.7 Правил N 27).
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Для удостоверения иных не предусмотренных данной статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что по спорной отправке не был составлен акт общей формы, удостоверяющий задержку вагонов на промежуточных станциях назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки по причинам, зависящим от грузополучателя (ООО "УПК").
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно пункту 6.7 Правил N 27 и статье 119 УЖТ РФ только составление акта общей формы в двух экземплярах с отметкой о его составлении в перевозочных документах является основанием для увеличения сроков доставки груза по пункту 6.6 Правил N 27.
Поэтому кассационная инстанция не может согласиться с выводом апелляционного суда о том, что представленные ответчиком документы (ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика) свидетельствуют о доказанности задержки груза на промежуточной станции по причине неприема их железнодорожной станцией назначения, зависящей от грузополучателя.
Железнодорожная накладная N ЭЭ634675 содержит отметку о составлении акта общей формы 19.06.2010 в связи с технической неисправностью нескольких вагонов, которые были отцеплены. Данные вагоны не были учтены при исчислении пеней за просрочку доставки груза.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что исковые требования ООО "УПК" о взыскании пеней за просрочку доставки груза обоснованны по праву и размеру.
С учетом изложенного следует признать, что у апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа в иске.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2011 по делу N А56-36451/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2010 оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" 2000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.