19 июня 2014 г. |
Дело N А21-3240/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от администрации муниципального образования "Светлогорский район" Кияницкой А.Е. (доверенность от 13.11.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Светлогорский район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2013 (судья Шанько О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А21-3240/2013,
установил:
Администрация муниципального образования "Светлогорский район", место нахождения: 238560, Калининградская обл., Светлогорский р-н, г. Светлогорск, Калининградский пр., д. 77А, ОГРН 1023902054967 (далее - Администрация Светлогорского района), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Учреждение), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177 (далее - Теруправление Росимущества), о признании незаконными действий Теруправления Росимущества, выразившихся в представлении в Учреждение сведений о прохождении границ зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) республиканского курорта Светлогорск-Отрадное и Пионерск, установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.82 N 325, для внесения в государственный кадастр недвижимости на территории муниципального образования "Светлогорский район"; признании незаконными действий Учреждения, выразившихся во внесении сведений о прохождении границ зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) республиканского курорта Светлогорск-Отрадное и Пионерск, установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.82 N 325, в государственный кадастр недвижимости на территории муниципального образования "Светлогорский район"; обязании Учреждения исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, закрытое акционерное общество "Балттуринвест", место нахождения: 123056, Москва, Б. Грузинская ул., д. 60, корп. 1, ОГРН 1027700589190, Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию правительства Калининградской области (далее - Агентство), Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области, садоводческое некоммерческое товарищество "Радуга", место нахождения: 238560, Калининградская обл., г. Светлогорск, ОГРН 1023902058223, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрация муниципального образования "Пионерский городской округ", администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный район".
Решением от 08.11.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 данное решение оставлено без изменения.
Администрация Светлогорского района в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, не соглашаясь с ними по следующим основаниям. По мнению подателя жалобы, Теруправление Росимущества не является лицом, уполномоченным на представление в Учреждение сведений о земельных участках, находящихся в границах курортов федерального значения и подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; отнесение земельных участков к территориальной зоне особо охраняемых территорий исключает возможность нахождения их одновременно в какой-либо другой территориальной зоне, поэтому в результате включения земельных участков в территориальную зону особо охраняемых территорий нарушаются права Администрации Светлогорского района при осуществлении полномочий в области градостроительной и иной деятельности.
Агентство в отзыве на жалобу поддерживает позицию Администрации Светлогорского района, считая, что сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий внесены в государственный кадастр недвижимости по обращению ненадлежащего лица, поскольку соответствующими полномочиями обладают Правительство Российской Федерации или Минздрав как орган государственной власти в сфере регулирования вопросов деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения; внесенные сведения о зоне санитарной охраны курортов республиканского значения Светлогорск-Отрадное и Пионерск противоречат сведениям государственного кадастрового учета, поскольку в границы округа санитарной охраны включена часть Балтийского моря; границы округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное в настоящее время в установленном порядке не утверждены. Агентство просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
Учреждение в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании надлежащего комплекта документов; обстоятельств, влекущих приостановление или отказ в осуществлении кадастрового учета, при проверке представленных документов выявлено не было. Учреждение также просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Администрации Светлогорского района поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайств Агентства и Учреждения не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Теруправление Росимущества в порядке информационного взаимодействия обратилось в Учреждение с заявлением от 25.12.2012 N АБ-9088 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий - первой, второй, третьей зон округа санитарной охраны курорта Светлогорск-Отрадное, приложив карты (планы) соответствующих зон.
Решениями Учреждения от 26.12.2012 N 39/12-73710, 39/12-73711, 39/12-73712 на основании постановления Совета Министров СССР от 05.09.73 N 654 и постановления Совета Министров РСФСР от 31.05.82 N 325 в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории - I (зона строгого режима), II (зона ограничений), III (зона наблюдения) зоны округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области.
Администрация Светлогорского района, ссылаясь на то, что земли, отнесенные к землям населенных пунктов, не могут одновременно относиться к категории земель особо охраняемых территорий, по настоящее время границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Светлогорск-Отрадное не установлены, считая, что Теруправление Росимущества является ненадлежащим лицом, которое могло подать заявление о внесении сведений в отношении земель особо охраняемых территорий, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов определен статьей 96 названного Кодекса, частью 2 которой предусмотрено установление на этих землях округов санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР от 05.09.73 N 654 утверждено Положение о курортах, которым предусмотрено существование курортов общесоюзного, республиканского и местного значения и установление округов санитарной охраны в составе трех зон.
Границы и режим округов санитарной охраны курорта Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.82 N 325
Согласно статье 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описание местоположения границ таких зон. Статьей 15 названного Закона на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий. Обязательным приложением к направляемым документам является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве".
Суды, проанализировав положения нормативных правовых актов, регулирующих правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, и конкретно курорта Светлогорск-Отрадное, исследовав собранные по делу документы, пришли к обоснованному выводу, что границы и режим округов санитарной охраны курорта Светлогорск-Отрадное определены постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.82 N 325; Учреждению был представлен полный пакет документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе карты (планы) зон с особыми условиями использования территорий, изготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Геоид"; оснований для отказа во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости у Учреждения не имелось.
Довод Администрации Светлогорского района о том, что Теруправление Росимущества не является лицом, которое было вправе обратиться с заявлением о внесении сведений в отношении земель особо охраняемых территорий, исследовался судами и обоснованно отклонен, поскольку Теруправление Росимущества исходя из документов, определяющих его правовое положение, уполномочено на представление интересов Российской Федерации на территории Калининградской области в сфере земельных и имущественных отношений.
Ссылка заявителя на судебные акты по другим делам (N А21-12087/03, А21-8161/2008) правомерно не принята судами во внимание с учетом наличия других судебных актов, в частности, решения Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2010 N ГКПИ10-656, оставленного без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2010 N КАС10-530, которыми подтверждено, что постановление Совета Министров РСФСР от 31.05.82 N 325 в части установления границ и режима округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск является действующим и подлежит применению.
Факт отнесения одного и того же участка одновременно к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемых действий Учреждения и Теруправления Росимущества и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи с чем данные судебные акты должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу N А21-3240/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Светлогорский район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя на судебные акты по другим делам (N А21-12087/03, А21-8161/2008) правомерно не принята судами во внимание с учетом наличия других судебных актов, в частности, решения Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2010 N ГКПИ10-656, оставленного без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2010 N КАС10-530, которыми подтверждено, что постановление Совета Министров РСФСР от 31.05.82 N 325 в части установления границ и режима округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск является действующим и подлежит применению.
Факт отнесения одного и того же участка одновременно к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 названного Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2014 г. N Ф07-3608/14 по делу N А21-3240/2013