02 сентября 2014 г. |
Дело N А66-4946/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 01.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу колхоза "Рассвет" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу N А66-4946/2013 (судьи Докшина А.Ю., Потеева А.В., Ралько О.Б.),
установил:
Колхоз "Рассвет", место нахождения: Тверская область, Кашинский район, Уницкое сельское поселение, деревня Власьево, ОГРН 1026901669464 (далее - Колхоз), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия государственного казенного учреждения Тверской области "Центр развития агропромышленного комплекса Тверской области" (далее - Учреждение), выразившегося в невозвращении документов и не направлении решения об отказе в предоставлении субсидии, а также о признании незаконным бездействия министерства сельского хозяйства Тверской области (далее - Министерство) и Учреждения, выразившегося в не предоставлении информации об окончании лимитов и увеличении финансирования.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.12.2013 (судья Бачкина Е.А.) с учетом определения об исправлении опечатки от 23.12.2013 заявленные требования Колхоза удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Учреждения, выразившееся в невозвращении документов, поданных заявителем 01.06.2012, в не направлении заявителю решения об отказе в предоставлении субсидии от 20.06.2012 N 806; и в не представлении заявителю информации об окончании лимитов и увеличении финансирования. В удовлетворении требования заявителя о признании бездействия Министерства, выразившегося в не предоставлении заявителю информации об окончании лимитов и увеличении финансирования отказано.
Установив наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционный суд, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, вынес определение от 17.04.2014 о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным названным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 26.06.2014 решение от 23.12.2013 отменено; в удовлетворении требований Колхоза отказано.
В кассационной жалобе Колхоз, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о пропуске срока обжалования в арбитражный суд бездействия органов власти.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.03.2012 и 24.04.2012 Колхоз приобрел 90 тонн семян элитного картофеля по цене 10 руб. за один килограмм на общую сумму 900 000 руб. На покупку семян заявителем взят кредит в открытом акционерном обществе "Россельхозбанк" в размере 430 000 руб.
Посчитав, что Колхоз имеет право на получение субсидии из федерального бюджета, заявитель 01.06.2012 направил в отдел Учреждения развития агропромышленного комплекса по Кашинскому, Калязинскому и Кесовогорскому районам пакет документов для начисления субсидии за семена картофеля и зерновых культур высших репродукций, приобретенные им в первом полугодии 2012 года.
Письмом от 25.04.2012 N 1592 Министерство уведомило Учреждение об окончании лимитов на поддержку элитного семеноводства за счет средств федерального бюджета и указало на необходимость ежеквартального представления информации о потребности в дополнительных средствах по данной статье бюджета.
Учреждение письмом от 05.05.2012 N 509 сообщило Отделу развития агропромышленного комплекса по Кашинскому району об окончании лимитов на поддержку элитного семеноводства за счет средств федерального бюджета в 2012 году и просило довести данную информацию до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Полагая, что со стороны Министерства и Учреждения имело место незаконное бездействие, Колхоз обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем развития элитного семеноводства (пункт 4 части 1 статьи 7 Закона о развитии сельского хозяйства).
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона о развитии сельского хозяйства).
В спорный период порядок предоставления таких субсидий был регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" (далее - Правила N 1174).
Согласно пункту 16 Правил N 1174 перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с заявками, представляемыми уполномоченными органами по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
На территории Тверской области в 2012 году выплата субсидий за счет средств федерального бюджета за приобретенные элитные семена производилась в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009 N 312-па "Об утверждении порядков предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из федерального бюджета и перечней документов для начисления и выплаты субсидий" (далее - Постановление N 312-па).
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из федерального бюджета на поддержку элитного семеноводства, на поддержку производства льна, на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений, утвержденного Постановлением N 312-па (приложение 3) (далее - Порядок N 312-па), действовавшего в спорный период, для начисления и выплаты субсидий из федерального бюджета в текущем году получатели субсидий в срок до 15 ноября текущего года представляют в Учреждение документы согласно Перечню документов для начисления и выплаты субсидий из федерального бюджета на поддержку элитного семеноводства, на поддержку производства льна, на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений согласно приложениям 4 - 6 к постановлению N 312-па.
В соответствии с пунктом 5.2 Порядка N 312-ПА Учреждение в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения документов для начисления и выплаты субсидии:
а) предоставляет в Министерство документы для начисления субсидии по сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно Перечню документов с заключением о проверке документов по форме, утвержденной Министерством;
б) в случае отказа в предоставлении субсидии письменно уведомляет сельскохозяйственных товаропроизводителей об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа.
По смыслу статьи 198 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ целью обращения лица в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В материалы дела представлено письмо Учреждения от 20.06.2012 N 806, адресованное председателю Колхоза, в котором сообщается, что лимит средств федерального бюджета, выделенный Тверской области на выплату субсидий на поддержку элитного семеноводства на 2012 год, полностью освоен. В этом же письме Учреждение сообщает заявителю о наличии замечаний и о возврате предоставленного Колхозом пакета документов на получение указанных субсидий с приложением 25 листов. Однако доказательства направления (вручения) указанного письма в материалах дела отсутствуют.
Признание оспариваемого бездействия незаконным не приведет к восстановлению нарушенного права и законных интересов заявителя, поскольку на момент обращения Колхоза с соответствующим заявлением в Учреждение лимит средств федерального бюджета, выделенный Тверской области на выплату субсидий на поддержку элитного семеноводства на 2012 год был полностью освоен.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также то, что с заявлением об оспаривании бездействия Учреждения и Министерства, Колхоз обратился в арбитражный суд, пропустив процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления
Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, а выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, и имеющимся в нем доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу N А66-4946/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу колхоза "Рассвет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.