08 сентября 2014 г. |
Дело N А56-49194/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лента" Капорина А.В. (доверенность от 18.11.2013),
рассмотрев 01.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республики на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2014 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-49194/2013,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республики, место нахождения: адрес: 428024, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, пр. Мира, 90, 2, ОГРН 1042128015841 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением (с учетом уменьшения заявленных требований, принятых судом) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лента", место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112, ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471 (далее - ООО "Лента", Общество), 1 297 399 руб. 37 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за I-IV кварталы 2012 года.
Определением от 09.10.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" (далее - ООО "Строй-Сервис").
Решением от 14.02.2014 суд отказал в удовлетворении иска.
Постановлением от 04.06.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты. Податель жалобы считает, что поскольку в соответствии с пунктом 2.8.5.1 договора от 26.09.2011 N 56 обязанность по уплате платежей в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду несет ООО "Лента", то Общество обязано уплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду за I - II кварталы 2012 года. Управление указывает на необходимость применения методических рекомендаций, поскольку они не противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344).
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Лента" представило в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым, сумма платы составила 65 601 руб. 92 коп., в том числе: за III квартал 2012 года - 27 002 руб. 28 коп., за IV квартал 2012 года - 38 599 руб. 64 коп.
В ходе проверки правильности представленного расчета Управление доначислило Обществу по разделу 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты (по производственной территории (при неорганизованном сбросе))" 1 297 399 руб. 37 коп., в том числе:
- за I квартал 2012 года - 164 094 руб. 55 коп.;
- за II квартал 2012 года - 486 574 руб. 54 коп.;
- за III квартал 2012 года - 266 983 руб. 99 коп.;
- за IV квартал 2012 года - 379 746 руб. 29 коп.
Общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с I квартала по IV квартал 2012 года, с учетом доначислений составила 1 363 001 руб. 29 коп.
С учетом частичной оплаты, произведенной Обществом в сумме 60 067 руб. 95 коп., общая сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с I квартала по IV квартал 2012 года составила 1 302 933 руб. 34 коп., в том числе:
- за I квартал 2012 года - 164 094 руб. 55 коп.;
- за II квартал 2012 года - 486 574 руб. 54 коп.;
- за III квартал 2012 года - 271 578 руб. 66 коп.;
- за IV квартал 2012 года - 380 685 руб. 59 коп.
Управление направило Обществу требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду от 26.04.2013 N 17-2013, в котором предложило Обществу в срок до 13.05.2013 погасить образовавшуюся задолженность в сумме 1 302 933 руб. 34 коп.
Поскольку Общество не исполнило данное требование, Управление обратилось с иском в арбитражный суд о взыскании с Общества 1 297 399 руб. 37 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за I-IV кварталы 2012 года.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что в I - II кварталах 2012 года Общество не являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в части сверхлимитных сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а в III - IV квартах 2012 года Общество не производило неорганизованный сброс загрязняющих веществ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О по смыслу статьи 16 Закона N 7-ФЗ, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 344 утвердило нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
Согласно пункту 1.1 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Пунктом 1.3 Методических указаний предусмотрено, что неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.
Согласно договору от 26.09.2011 N 56, заключенному между ООО "Лента" (Компания) и ООО "Строй-Сервис" (исполнитель), акту приемки объекта законченного строительства от 11.07.2012, подписанному сторонами, исполнителем построен и передан Обществу магазин товаров первой необходимости "Лента" по адресу: г. Чебоксары, ул. Тракторостроителей, д. 76. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N "RU 21304000" - "55с" выдано ООО "Лента" 18.07.2012.
В соответствии с пунктом 2.8.5.1 договора от 26.09.2011 N 56 обязанность по уплате платежей в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду несет ООО "Лента".
Между тем суды, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.12.2002 N 284-О, правомерно указали, что именно ООО "Строй-Сервис" в период I - II кварталов 2012 года являлось субъектом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате осуществления им строительных работ, в том числе платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Письмом от 30.05.2013 N 156 ООО "Строй-Сервис" подтверждает, что за период строительства им была рассчитана и уплачена плата за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, за исключением платы за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, включая I и II кварталы 2012 года.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "Лента" в период I - II кварталов 2012 года не являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в части сверхлимитных сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы вредных веществ в водные объекты за III - IV кварталы 2012 года суды установили следующее.
Постановление N 344 в редакции, действовавшей до 01.01.2014, устанавливало нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ только в поверхностные и подземные водные объекты и не предусматривало нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения.
Суды установили, что ООО "Лента" утвердило в обществе с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал") (город Чебоксары) Технические условия на подключение к сетям водоснабжения и канализации N 408/19, справкой от 29.06.2012 N 1511/19 ОАО "Водоканал" подтвердил выполнение наружных сетей водопровода и канализации магазина "Лента" в соответствии с Техническими условиями ТУ N 408/19 от 03.10.2011, согласно справке МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" от 03.07.2012 N 01/12-1185 отвод поверхностных стоков с территории проектируемого торгового комплекса "Лента" выполнен в полном объеме, то есть выполнены все требования Технических условий, в том числе спроектированы и подключены очистные сооружения. Доказательств обратного Управление не представило.
При этом суды обоснованно указали на непредставление административным органом доказательств того, что Обществом осуществлялся неорганизованный сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты.
В связи с указанными выше положениями Постановления N 344 и, учитывая установленные судами обстоятельства, Управление неправомерно применило в данном случае к ООО "Лента" положения Методических рекомендаций, устанавливающих плату за сверхлимитные сбросы.
Таким образом, как обоснованно указали суды, поскольку в III - IV кварталах 2012 года Обществом неорганизованный сброс загрязняющих веществ не производился, ввиду оборудования торгового комплекса системой канализации и отвода поверхностных стоков (ливневой канализации), то Управление неправомерно начислило ООО "Лента" плату за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу N А56-49194/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.