Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Коробова К.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии от ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" Бородулина С.И. (доверенность от 02.07.2010 N 99), от ОАО "РЖД" Кудряшова С.В. (доверенность от 14.12.2010),
рассмотрев 25.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2010 (судья Киселев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 (судьи Ларина Т.С., Герасимова М.М., Масенкова И.В.) по делу N А56-40384/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Пестово" (далее - ООО "ЮПМ-Кюммене Пестово") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 83 721,06 руб. пеней за просрочку доставки порожних вагонов (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением от 28.10.2010 в иске отказано.
В порядке статьи 48 АПК РФ Тринадцатым арбитражным апелляционным судом ООО "ЮПМ-Кюммене Пестово" заменено на общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово" (далее - ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово").
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 решение от 28.10.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что ОАО "РЖД" неправомерно разделило весь путь следования на два самостоятельных - по территории Финляндии и по территории России, увеличив тем самым спорный срок доставки груза.
По мнению ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово", в железнодорожных накладных имеются отметки о дате выдачи груза получателю, которая и является датой подтверждения окончания срока перевозки, поэтому суды необоснованно руководствовались памятками приемосдатчика, которые к тому же не предусмотрены Условиями перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит отказать в ее удовлетворении, так как считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковали и применили пункт 13 Условий перевозок.
В судебном заседании представитель ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель ОАО "РЖД" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЮПМ-Кюммене Пестово" (правопредшественник ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово", владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик) 10.06.2009 заключили договор N 542/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, по условиям которого локомотивом перевозчика осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 8 станции Пестово Октябрьской железной дороги через стрелочные переводы N 45 и 49.
Перевозчик в декабре 2009 года - феврале 2010 года возвратил на станцию Пестово вагоны по железнодорожным накладным N 976200, 973325, 973320, 967333, 967048, 973280, 967158, 967046, 966601, 966539 и 965650 со станций Лауритсала VR, Куусанкоски VR на станцию Пестово от грузоотправителя UPM-KYMMENE OYJ METSД в адрес грузополучателя - ООО "ЮПМ-Кюммене Пестово".
ООО "ЮПМ-Кюммене Пестово", считая, что порожние вагоны доставлены с просрочкой от одного до девяти дней, направило в адрес ОАО "РЖД" претензию от 05.03.2010 N 34 о выплате пеней в сумме 227 293,92 руб. за просрочку доставки указанных вагонов по 23 железнодорожным накладным.
ОАО "РЖД" в извещении от 17.06.2010 N НФПР-3/Б-111 согласилось с тем, что допустило просрочку доставки груза, при этом представило свой расчет пеней на сумму 23 300,64 руб.
ООО "ЮПМ-Кюммене Пестово" не признало расчет ОАО "РЖД" и, рассчитав сумму пеней на основании параграфа 1 статьи 32 Условий перевозок, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая ООО "ЮПМ-Кюммене Пестово" в иске, согласился с позицией ОАО "РЖД" о том, что срок доставки вагонов по спорной отправке следует исчислять с учетом даты, указанной в памятке приемосдатчика, а не с даты, определенной в железнодорожных накладных, ссылаясь на статьи 13 и 33 Условий перевозок и на статью 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Определяя общий срок доставки на весь путь следования грузов, перевозимых грузовой скоростью, суд первой инстанции руководствовался параграфом 1 статьи 13 Условий перевозок исходя из следующих норм: срок, связанный с приемом грузов к перевозке и их выдачей - 1 сутки; срок на перевозку грузов повагонными или контейнерными отправками на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке - 1 сутки. Исчисление срока доставки начинается с 00 час. 00 мин. дня, следующего за днем, в который груз был принят к перевозке.
Срок доставки считается выполненным, если до его истечения на станции назначения груз был выгружен средствами железной дороги или вагон подан под выгрузку средствами получателя.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Кассационная инстанция, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово".
Согласно параграфу 2 статьи 16 Условий перевозок выдача груза производится в соответствии с Правилами, действующими на железной дороге назначения.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила N 26), время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Пунктом 4.5 Правил N 26 предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Суды первой и апелляционной инстанций, применив положения указанных нормативных актов, сделали правильный вывод о том, что срок доставки вагонов по спорной отправке следует исчислять с учетом даты, указанной в памятках приемосдатчика, а не в железнодорожных накладных.
Суд первой инстанции установил, что факт задержки вагонов подтверждается по железнодорожным накладным N 967333 (на 4 дня), N 967158 (на 2 дня) и N 967046 (на 5 дней).
Согласно параграфу 1 статьи 32 Условий перевозок за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает лицу, имеющему право распоряжения грузом, возмещение исходя из провозной платы за перевозку по той железной дороге, которая допустила просрочку, в следующем размере: 6% провозной платы при просрочке не свыше одной десятой общего срока доставки; 12% провозной платы при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых общего срока доставки; 18% провозной платы при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 24% провозной платы при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при просрочке более четырех десятых общего срока доставки.
При этом согласно Условиям перевозок правило об исчислении пеней в десятых долях от общего срока доставки применимо только при расчете пеней, а сам срок доставки исчисляется сутками в зависимости от перевозки в тарифных километрах. В связи с этим суд первой инстанции правомерно не принял расчет суммы пеней, произведенный истцом, указав, что десятые доли учитываются при определении размера пеней в процентах от провозной платы от нормативного срока доставки, а не при определении фактических суток просрочки доставки груза.
Довод подателя жалобы на неправомерное разделение судом при расчете пеней всего пути следования на два самостоятельных (по территории Финляндии и по территории России), не может быть принят во внимание.
Исчисляя срок доставки груза, суды первой и апелляционной инстанций применили пункт 2 статьи 13 Условий перевозок: подпункт "а" - срок, связанный с приемом груза к перевозке и его выдачей (1 сутки), а также подпункт "с" - срок на перевозку грузов повагонными и контейнерными отправками на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке (1 сутки).
Срок, связанный с приемом груз к перевозке и его выдачей, входит в расчет только один раз.
Разделение всего пути на два самостоятельных - с учетом территории Финляндии и территории Российской Федерации - необходимо для того, что установить: на чьей территории допущена просрочка в доставке. Объединение этих путей в один исключает такую возможность.
Согласно параграфу 2 статьи 38 Условий перевозок срок доставки, указанный в статьях 2 и 13 настоящих Условий, распределяется между участвовавшими в перевозке железными дорогами в следующем порядке: 1) срок, связанный с приемом груза к перевозке и его выдачей, делится поровну; 2) срок на перевозку распределяется пропорционально тарифным километрам следования товаробагажа или груза по каждой их железных дорог.
В силу параграфа 4 статьи 38 Условий перевозок данное правило применяется только тогда, когда не соблюден общий срок доставки.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверив расчет пеней ОАО "РЖД" на сумму 15 688,80 руб. при фактической их уплате перевозчиком в сумме 23 300,64 руб. с учетом подтвержденных сроков просрочки доставки груза, обоснованно признали оспариваемый расчет правильным и обоснованно отказали ООО "ЮПМ-Кюммене Чудово" в иске.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А56-40384/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене Чудово" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.