Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Боглачевой Е.В., Васильевой Е.С.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу Дзичканец И.А. (доверенность от 11.01.2011 N 19-10-03)
рассмотрев 30.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А56-35275/2010 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.)
установил
Открытое акционерное общество "Сити Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 03.03.2010 N 802/1005-321ш.
К участию в деле также привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением суда от 13.08.2010 (судья Сайфуллина А.Г.) заявление Общества удовлетворено. Суд признал недействительным решение Инспекции от 24.03.2009 N 06-05/13779.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2011 решение суда от 13.08.2010 изменено. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: "признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу от 03.03.2010 N 802/10-05-321ш о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, уменьшение налогоплательщиком суммы НДС, исчисленной с выручки, полученной от покупателей, на суммы налога, которые были уплачены поставщикам товаров за счет бюджетных средств, неправомерно, поскольку положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают право на вычет сумм налога дважды. Денежные средства, полученные Обществом из бюджета, являются доходом, связанным с реализацией работ (услуг), и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) подлежат включению в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). Инспекция также считает, что Общество как организация, получающая из бюджета компенсацию неполученного дохода, не имеет права на вычет НДС на общих основаниях, поскольку указанная компенсация перечисляется уже с учетом НДС.
Общество и Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 20.10.2009 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за второй квартал 2009 года, в соответствии с которой сумма налога, исчисленная к возмещению, составила 3 687 865 руб.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку данной декларации, по результатам проверки составила акт от 20.01.2010 N 5225 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений приняла решения:
- от 24.03.2009 N 06-05/13779 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению;
- от 03.03.2010 N 802/1005-321ш о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что Общество является управляющей компанией, предоставляющей населению услуги по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту общего имущества домов, эксплуатации инженерных сетей и сетей электроснабжения, коммунальные и иные услуги. В проверяемый период Общество оказывало услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда в Ломоносовском, Кировском и Всеволожском районах Ленинградской области.
Указанные услуги предоставлялись населению по тарифам, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы Общества, связанные с предоставлением населению услуг по государственным регулируемым ценам и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, возмещались заявителю из бюджета.
Основными поставщиками приобретаемых заявителем товаров, работ и услуг в проверяемый период являлись ГУП "Водоканал", ГУП "ТЭК", ОАО "Автопарк N 1" и другие.
По итогам проверки Инспекция сделала вывод о неправомерном исключении Обществом из налогооблагаемой базы полученных из бюджета Санкт-Петербурга денежных средств на покрытие расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. В связи с этим Инспекция признала неправомерным и предъявление Обществом к возмещению из бюджета 3 968 318 руб. НДС и решением от 03.03.2010 N 802/1005-321ш привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 248 818 руб. 20 коп. штрафа за неуплату (неполную уплату) НДС, а также начислила 26 105 руб. 18 пеней и предложила уплатить 3 968 318 руб. недоимки по НДС.
Решением Управления от 02.06.2010 N 16-13/1675814.08.2009 оспариваемое решение налогового органа оставлено без изменения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суды указали на отсутствие у налогового органа оснований для доначисления НДС, пеней и штрафов, поскольку полученные Обществом из бюджета денежные средства являются субсидиями, направленными исключительно на компенсацию его расходов, связанных с предоставлением населению услуг по государственным регулируемым ценам и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а не на восполнение выпадающих доходов организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров, работ, услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ, услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В абзаце втором пункта 2 статьи 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, выделяемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Положения указанной правовой нормы корреспондируются с пунктом 13 статьи 40 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются вышеуказанные цены (тарифы).
Таким образом, для организаций, предоставляющих населению услуги по государственным регулируемым ценам и с учетом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, облагаемая НДС база должна определяться исходя из тарифов, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. При этом суммы субвенций и субсидий, предоставляемые бюджетами различного уровня, не учитываются при определении налоговой базы.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что компенсация Обществу выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в Ленинградской области осуществляется на основании договора от 04.02.2008, заключенного с Комитетом социальной защиты населения администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области", договора от 20.08.2007 N 108, заключенного с Комитетом по социальным вопросам администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области", договора от 01.08.2007 N 1-56/2007, заключенного с Комитетом социальной защиты населения администрации МО "Кировский муниципальный район" Ленинградской области".
В данном случае факт реализации Обществом услуг по тарифам, установленным органом государственной власти, то есть по государственным регулируемым ценам, и с предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Поскольку предоставляемые Обществом услуги подлежали обложению НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, то оно вправе на основании статей 171, 172 и 176 НК РФ заявить о возмещении сумм НДС, уплаченных своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам, в частности, подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом на основании главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Как следует из статьи 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений указанных прав для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и с учетом предусмотренных законодательством льгот и получающих в связи с этим из бюджета денежные средства в возмещение расходов.
Данная правовая позиция подтверждается также практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 13.03.2007 N 9591/06 и 9593/06.
В рассматриваемом случае Инспекцией не оспаривается перечисление Обществом денежных средств поставщикам - ресурсоснабжающим организациям в оплату услуг с учетом НДС. Не оспаривается Инспекцией и соблюдение заявителем требований статьи 172 НК РФ.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что суммы, полученные Обществом из бюджета в возмещение расходов, связанных с предоставлением населению услуг по государственным регулируемым ценам и с учетом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, правомерно не включались Обществом в базу, облагаемую НДС.
Ссылка Инспекции в кассационной жалобе на то, что суммы, выплачиваемые Обществу из бюджета, включали НДС и поэтому у него возникает необоснованная налоговая выгода в виде двойного возмещения данного налога - из федерального бюджета и из бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, документально не подтверждена.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что решение Инспекции от 03.03.2010 N 802/10-05-321ш правомерно признано судом апелляционной инстанции недействительным, и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А56-35275/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.