Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 24.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2010 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 (судьи Тимухина И.А, Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А26-7452/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Лендерский леспромхоз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" (далее - Лесничество) и Министерству лесного комплекса Республики Карелия о взыскании 2 617 084 руб. 36 коп. задолженности по оплате лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, выполненных в 2007 году.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец заявил отказ от исковых требований к Лесничеству.
Министерство лесного комплекса Республики Карелия переименовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство.
Апелляционный суд постановлением от 01.02.2011 изменил решение от 28.10.2010, дополнив его резолютивную часть словами: "принять отказ ОАО "Лендерский леспромхоз" от требований, предъявленных к государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"; производство по делу в указанной части прекратил.
Решением от 28.10.2010 исковые требования к Министерству удовлетворены в полном объеме.
Апелляционный суд постановлением от 01.02.2011 изменил решение от 28.10.2010, дополнив его резолютивную часть словами: "принять отказ ОАО "Лендерский леспромхоз" от требований, предъявленных к государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"; производство по делу в указанной части прекратил.
Решением от 28.10.2010 исковые требования к Министерству удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм лесного законодательства, просит отменить решение и постановление; принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, он неправомерно привлечен к участию в деле в качестве ответчика; размер заявленных требований не обоснован представленными доказательствами.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, правопредшественник Лесничества, федеральное государственное учреждение "Суккозерский лесхоз" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 15.10.2004 N 2 аренды участков лесного фонда, расположенных на территории Костомукшского лесхоза, с целью заготовки древесины по главному пользованию, проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Пунктом 2.1 договора установлен срок действия договора: с 01.01.2005 по 31.12.2009.
Согласно пункту 5.2.5 договора арендодатель обязуется оплачивать затраты арендатора по воспроизводству лесов за счет бюджета Республики Карелия в соответствии с расчетно-технологическими картами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, на основании разработанных нормативов Министерства природных ресурсов России; оплата затрат по воспроизводству лесов осуществляется по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из бюджета Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 6.2.6 договора лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов проводятся Обществом в объемах и на условиях, которые установлены арендодателем, лесоустроительными документами и настоящим договором; объем выполняемых лесохозяйственных, лесовосстановительных работ определяется в ежегодно заключаемых сторонами дополнительных соглашениях к договору.
В целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанного договора Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили аналогичный договор от 26.12.2008 N 93-з аренды лесного участка площадью 301 987 га, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории Лесничества для использования в целях заготовки древесины, сроком по 31.12.2019.
Претензией от 28.06.2010 N 402 Общество потребовало от Министерства и Лесничества до 15.07.2010 компенсировать затраты на выполнение лесохозяйственных и лесовосстановительных работ в размере 2 617 084 руб. 36 коп.
Поскольку указанное требование не было выполнено, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции взыскали указанную сумму затрат с Министерства, признав исковые требования к данному лицу обоснованными по праву и размеру.
Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции, договор аренды от 15.10.2004 N 2 был заключен до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года и поэтому к правоотношениям сторон в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" положения указанного Кодекса не применяются.
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
Представленными доказательствами (в том числе актами от 22.06.2007, 29.06.2007, 01.07.2007, 26.07.2007, 28.07.2007, 24.09.2007 и от 18.10.2007, протоколом N 1 к договору от 15.10.2004 N 2 по выполнению условий договора участков лесного фонда за 2007 год) подтверждается, что истец выполнил лесохозяйственные работы в согласованном объеме, в результате чего понес затраты в размере 2 617 084 руб. 36 коп.
Поскольку в договор аренды не вносились изменения в части оплаты работ по воспроизводству лесного фонда, на арендодателе лежит обязанность возместить истцу указанную сумму.
С учетом изложенного суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и опровергаются представленными доказательствами.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 остаток средств субвенций в 2008 году был направлен на те же цели, что и в 2007 году, в том числе на оплату лесовосстановительных работ.
Министерство является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по лесу - органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществлявшего функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, а также распорядителем федеральных субвенций в 2007 году.
В настоящее время Министерство является стороной договора аренды лесного участка, заключенного в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды, в рамках которого истцом понесены предъявленные ко взысканию затраты.
При таких обстоятельствах сумма затрат, указанная в иске, правомерно взыскана с Министерства.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, отсутствие расчетно-технологических карт на 2007 год, разработка которых зависела не от истца, а от специально уполномоченного органа государственной власти в области лесного хозяйства, не освобождает арендодателя от обязанности возместить затраты, понесенные истцом при выполнении работ по лесовосстановлению в соответствии с договорами аренды участков лесного фонда.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы Министерство не представило доказательств, опровергающих сделанный истцом расчет.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу N А26-7452/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.