Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром" Шикерхановой А.М. (доверенность от 17.03.2011),
рассмотрев 24.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.2010 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 (судьи Козлова С.В., Журавлев А.В. Федосеева О.А.) по делу N А05-10590/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Газпром" в лице управления организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Агентству лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области (далее - Агентство) об урегулировании разногласий относительно содержания пунктов 2.2, 2.3 заключаемого сторонами договора аренды лесных участков от 27.03.2009 N 686.
Решением от 16.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2011, иск удовлетворен; спорный договор признан заключенным в части пунктов 2.2, 2.3 в редакции, предложенной Обществом.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные решение и постановление; принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора; величина арендной платы, предусмотренная в редакции ответчика, не соответствует гражданскому и лесному законодательству.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы.
Агентство извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 27.03.2009 N 117 правопредшественника Агентства - Департамента лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент) Обществу предоставлены в аренду лесные участки площадью 224,117 га, являющиеся федеральной собственностью и расположенные в районе Вельского лесничества, для завершения строительства объекта "Газопровод-отвод в городах Архангельск и Северодвинск. Участок км 147,7 - км 374,8" сроком на 11 месяцев.
В связи с этим ответчик направил Обществу для подписания проект договора от 27.03.2009 N 686 аренды указанных лесных участков.
Общество не согласилось с предложенной ему редакцией договора в части пунктов 2.2, 2.3 и 7, подписало проект с протоколом разногласий, который направило Департаменту.
В свою очередь Департамент не согласился с предложенной Обществом редакцией пунктов 2.2 и 2.3 договора, о чем указал в протоколе урегулирования разногласий к договору.
Поскольку стороны не пришли к соглашению относительно содержания спорных пунктов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными.
В силу статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Согласно частям 3 и 4 указанной статьи при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Как правильно определил суд первой инстанции, спор о содержании пунктов 2.2 и 2.3 договора касается размера арендной платы за использование лесных участков. Общество настаивает на исключении из расчета ответчика превышающего коэффициента 1,5.
Нормативными актами не предусмотрено обязательное применение повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Соглашение об арендной плате более высокого размера по сравнению с указанным в законе сторонами не заключалось.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит правильным вывод нижестоящих судов о необходимости утверждения спорных пунктов договора аренды в редакции Общества.
Доводы жалобы уже рассматривались судом апелляционной инстанции, признаны несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Учитывая положения статей 9, 21, 45 ЛК РФ, пункта 2 статьи 445 и пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно установили, что для Департамента, направившего оферту, заключение договора аренды лесных участков являлось обязательным; поскольку стороны не достигли соглашения относительно спорных пунктов договора, возникшие разногласия правомерно переданы в арбитражный суд.
Ссылка ответчика на то, что по соглашению сторон размер арендной платы к договору аренды лесного участка может быть установлен и выше минимальных ставок, предусмотренных лесным законодательством, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.11.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А05-10590/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.