Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 31.05.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.10.2010 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А26-5038/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Костомукшский Леспромхоз", (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" (далее - Лесничество), Министерству лесного комплекса Республики Карелия о взыскании 1 848 111 руб. 52 коп. задолженности по оплате лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, выполненных в 2007 году.
На основании части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец заявил отказ от исковых требований, предъявленных к Учреждению.
Министерство лесного комплекса Республики Карелия переименовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство).
Решением от 25.10.2010 иск удовлетворен.
Постановлением от 01.02.2011 суд апелляционной инстанции решение от 25.10.2010 изменил, дополнив резолютивную часть решения словами: "принять отказ ООО "Костомукшский Леспромхоз" от требований, предъявленных к государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"; производство по делу в указанной части прекратил.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм лесного законодательства, просит отменить решение и постановление; принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, он неправомерно привлечен к участию в деле в качестве ответчика; размер заявленных требований не обоснован представленными доказательствами.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, правопредшественник Лесничества, федеральное государственное учреждение "Костомукшский лесхоз" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 27.12.2004 N 14 аренды участков лесного фонда на территории Костомукшского лесхоза с целью заготовки древесины по главному пользованию, проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда.
Согласно пункту 2.1 срок действия договора аренды с 01.01.2005 по 31.12.2024.
Пунктом 5.2.5 договора установлена обязанность оплачивать затраты арендатора по воспроизводству лесов за счет бюджета Республики Карелия в соответствии с расчетно-технологическими картами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, на основании разработанных нормативов Министерством природных ресурсов России; оплачивать затраты по воспроизводству лесов по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из бюджета Республики Карелия.
Лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов осуществляются в объемах и на условиях, которые установлены арендодателем, лесоустроительными документами и настоящим договором; объем выполняемых лесохозяйственных, лесовосстановительных работ определяется в ежегодно заключаемых сторонами дополнительных соглашениях к договору (пункт 6.2.6 договора).
В целях приведения указанного договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 25.12.2008 N 86-з аренды лесного участка площадью 80 612 га, находящегося в государственной собственности и расположенного по адресу: Республика Карелия, город Костомукша, территория Лесничества, для использования в целях заготовки древесины, сроком по 31.12.2024.
Общество направило Лесничеству претензионное письмо от 07.05.2009 N 419 с требованием до 08.06.2009 уплатить 1 848 111 руб. 52 коп. в качестве возмещения затрат истца на выполнение лесохозяйственных работ.
Поскольку указанное требование не было выполнено, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что исковые требования к Министерству являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции, договор аренды участков лесного фонда был заключен до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года и поэтому к правоотношениям сторон согласно статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" положения указанного Кодекса не применяются.
Как определено в пункте 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
Представленными доказательствами (в том числе актами о выполнении лесовосстановительных мероприятий, протоколом N 14 по выполнению условий договора участков лесного фонда за 2007 год) подтверждается, что Обществом выполнены лесохозяйственные и лесовосстановительные работы без замечаний к их качеству и объему.
Поскольку в договор аренды не вносились изменения в части оплаты работ по воспроизводству лесного фонда, арендатор имеет право на возмещение своих затрат на лесовосстановление.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела.
Министерство является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по лесу - органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществлявшего функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, а также распорядителем федеральных субвенций в 2007 году.
В настоящее время Министерство является стороной договора аренды лесного участка, заключенного в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда, в рамках которого истцом понесены предъявленные ко взысканию затраты.
Ввиду перечисления Республике Карелия из федерального бюджета денежных средств на оплату лесовосстановительных работ заявленная истцом сумма затрат правомерно взыскана с Министерства.
Отсутствие расчетно-технологических карт на 2007 год, разработка которых зависела не от истца, а от специально уполномоченного органа государственной власти в области лесного хозяйства, не является основанием для отказа истцу в возмещении затрат, понесенных при выполнении лесовосстановительных работ в соответствии с договором аренды участков лесного фонда.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В нарушение указанной нормы Министерство не представило доказательств, опровергающих сделанный истцом расчет.
Нормы процессуального права применены апелляционным судом правильно, в связи с чем отсутствуют основания для отмены постановления от 01.02.2011.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу N А26-5038/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.