Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Константинова П.Ю., Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Шустовой Д.Н. (доверенность от 29.12.2010), Чичкановой М.Б. (доверенность от 29.12.2010) от Федерального государственного учреждения "Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Шубутинского А.В. (доверенность от 18.05.2011),
рассмотрев кассационную жалобу Министерства культуры Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2010 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-23709/2008,
установил
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет,) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Федерального государственного учреждения "Северо-Западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (далее - ФГУ "СЗД", Дирекция) 23 500 000 руб. убытков, причиненных в результате сноса нежилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, набережная Крюкова канала, д. 5, литера А. Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать с ФГУ "СЗД" убытки в размере 23 500 000 руб., а при недостаточности денежных средств у ФГУ "СЗД" взыскать недостающую сумму с Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации как распорядителя бюджетных средств.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2008 соответчиком по иску привлечено Министерство культуры Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.01.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить указанные решение и постановление, ссылаясь на неправильное определение судами размера подлежащих возмещению убытков.
В отзыве на кассационную жалобу Дирекция поддерживает доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель Дирекции просил кассационную жалобу удовлетворить, а представитель КУГИ просил оставить жалобу без удовлетворения.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2004 N 1301 (в редакции с изменениями, внесенными постановлениями правительства Санкт-Петербурга, в том числе постановлениями от 24.10.2005 N 1595, от 30.01.2008 N 112) "О выполнении проектно-изыскательских работ по строительству здания для второй сцены Государственного академического Мариинского театра по адресу: Адмиралтейский район, ул. Декабристов, д. 34, литера А" Дирекции разрешен снос (пункт 4) расположенных на земельном участке зданий и сооружений по мере их освобождения после осуществления в установленном порядке, как указано в пункте 4.2 данного постановления в редакции постановления правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2005 N 1595, компенсации Санкт-Петербургу за нежилые помещения 1Н, 2Н, 3Н, 4Н, 5Н, 6Н, 7Н, 8Н, 9Н, 13Н, 14Н, 15Н общей площадью 454,4 кв.м, расположенные в жилом доме по адресу: Адмиралтейский район, набережная Крюкова канала, д. 5, а также приобретения и передачи в собственность Санкт-Петербурга квартир общей площадью 1495 кв. м (с уточнением по факту) в других жилых домах нового строительства, а также в домах после реконструкции или капитального ремонта по адресам и квартирографии, согласованным с Жилищным комитетом и администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, для расселения граждан (26 семей - 79 человек, с уточнением на дату расселения), занимающих на законных основаниях жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Адмиралтейский район, набережная Крюкова канала, д. 5, а также занимающих помещения в здании, расположенном по адресу: Адмиралтейский район, ул. Декабристов, д. 29, литера В.
В соответствии с пунктом 5.1 вышеуказанного постановления в редакции постановления правительства Санкт-Петербурга от 30.01.2008 N 112 Комитету предписано в установленном порядке заключить с ФГУ "СЗД" договор, предусматривающий финансирование и (или) компенсацию Санкт-Петербургу затрат в соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 постановления. Однако такой договор не был заключен.
Жилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, набережная Крюкова канала, д. 5, по акту от 15.11.2005 передано ФГУ "СЗД" для сноса в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 864-р.
Ссылаясь на то, что Дирекция, осуществив снос объекта недвижимости, в нарушение указанного постановления не компенсировала Санкт-Петербургу стоимость спорных нежилых помещений, Комитет обратился в суд с указанными требованиями.
Согласно заключению экспертизы от 26.05.2010 N 31-1-0753 Э/2009 рыночная стоимость спорного объекта (нежилых помещений) по состоянию на 24.10.2005 и в ценах на 11.08.2008 без учета НДС составляет 23 800 000 руб., по состоянию и в ценах на 24.10.2005 без учета НДС составляет 9 900 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций взыскали в пользу истца компенсацию за снос указанных помещений, исходя из их стоимости в ценах на 11.08.2008 - на момент обращения Комитета в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суд пришел к обоснованному выводу о правомерности исковых требований о взыскании компенсации исходя из стоимости имущества с учетом цен, сложившихся на момент обращения истца в суд. Как видно из пункта 4 постановления правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2004 N 1301 с последующими редакциями, город Санкт-Петербург как собственник дал согласие на уничтожение своего имущества с условием о компенсации в размере, необходимом для замещения утраченного имущества. Поскольку выплата соответствующей компенсации не была произведена в разумный срок, Санкт-Петербург как собственник вправе требовать взыскания убытков в размере, необходимом для полного восстановления его прав, в том числе для приобретения имущества, аналогичного утраченному, то есть в ценах на момент предполагаемого приобретения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых решения и постановления нормы права применены судом правильно, и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 по делу N А56-23709/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства культуры Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.