Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Сапоткиной Т.И.,
при участии прокурора Бобковой Г.Г., от общества с ограниченной ответственностью "Помощь" Александрова В.А. (доверенность от 24.02.2010), от администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Кравцовой Н.И. (доверенность от 24.02.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2010 (судья Ковизина Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 (судьи Серикова И.А., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-5611/2010,
установил
Заместитель прокурора Ленинградской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным заключенного Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и обществом с ограниченной ответственностью "Помощь" (далее - ООО "Помощь") договора от 25.02.2009 N 08-ЗК-01916 аренды земельного участка площадью 5000 кв.м с кадастровым номером 78:40:8617А:1001, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, п. Горелово, ул. Коммунаров, участок 4 (напротив дома 124, лит. А).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области (далее - администрация Ломоносовского района), общество с ограниченной ответственностью "Лига" (далее - ООО "Лига"), Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФРС), Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петербургу (далее - Управление Роснедвижимости по Санкт-Петербургу) Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Управление Роснедвижимости по Ленинградской области), администрация Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - администрация Красносельского района).
Суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с реорганизацией заменил УФРС и Управление Роснедвижимости по Санкт-Петербургу их правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, а также заменил Управление Роснедвижимости по Ленинградской области правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Решением от 08.10.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2011, в иске отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить принятые по делу решение и постановление и удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает следующее: КУГИ, заключив с ООО "Помощь" договор аренды, действовал с превышением своих полномочий в связи с тем, что спорный участок расположен на территории Ленинградской области, а не Санкт-Петербурга; при подписании в марте 2003 года губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области соглашения "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации" не установлены границы земельных участков, вошедших в границы Санкт-Петербурга; данное соглашение в нарушение части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации не утверждено Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации; передача спорного земельного участка от Ленинградской области Санкт-Петербургу фактически не была произведена; суды не исследовали, по каким причинам один и тот же участок был зарегистрирован под разными кадастровыми номерами, с разным адресом и отнесен к территории разных субъектов Российской Федерации; оспариваемым договором нарушены права ООО "Лига", ставшего в 2011 году собственником земельного участка, частью которого является участок, переданный по спорному договору в аренду ООО "Помощь".
В отзывах на кассационную жалобу КУГИ и ООО "Помощь", считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а жалобу прокурора - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы жалобы, а представители ООО "Помощь" и администрации Красносельского района возражали против ее удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением законодательного собрания Санкт-Петербурга от 03.03.2004 N 123 и постановлением законодательного собрания Ленинградской области от 23.12.2003 N 1326 утверждено соглашение "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации", подписанное в марте 2003 года губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Соглашение об уточнении границы). Указанным соглашением уточнена существующая граница между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью с передачей в границы Санкт-Петербурга из состава Ленинградской области 23 земельных участков общей площадью 324 га и в границы Ленинградской области от Санкт-Петербурга 9 земельных участков общей площадью 74 га.
В соответствии с распоряжением администрации Красносельского района от 25.02.2009 N 347 КУГИ по договору от 25.02.2009 N 08-ЗК-0916 предоставил в аренду ООО "Помощь" земельный участок площадью 5000 кв.м с кадастровым номером 78:40:8617А:1001, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, п. Горелово, ул. Коммунаров, участок 4 (напротив дома 124, лит. А), на срок по 24.01.2012 для использования под открытую автостоянку. В соответствии с Соглашением об уточнении границы этот участок отнесен к территории Санкт-Петербурга, вошел в Петербургский кадастровый округ; сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости 16.01.2009.
Администрация Ломоносовского района постановлением от 11.09.2009 N 20 "Об утверждении акта о выборе земельного участка, испрашиваемого ООО "Лига" под размещение детского сада в муниципальном образовании Виллозское сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области и о предварительном согласовании места размещения указанного объекта" утвердила акт о выборе земельного участка площадью 14 000 кв.м и по договору от 24.09.2009 N 750 предоставила ООО "Лига" в аренду данный земельный участок сроком на 11,5 месяцев для проведения инженерных изысканий для размещения детского сада.
В дальнейшем администрация Ломоносовского района приняла постановление от 16.02.2010 N 331, которым утвердила схему расположения земельного участка, испрашиваемого ООО "Лига" для строительства, уточнила его площадь (10 609 кв.м), расторгла договор аренды от 24.09.2009 N 750 и предоставила названный участок ООО "Лига" в аренду на 5 лет для строительства детского сада. На основании данного постановления с ООО "Лига" заключен договор от 01.03.2010 N 810 аренды указанного участка, который 18.02.2010 был поставлен Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области на кадастровый учет под номером 47:14:06-04-003:0009 по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, муниципальное образование "Виллозское сельское поселение", урочище Сосновка.
Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что земельный участок, предоставленный по договору от 25.02.2009 в аренду ООО "Помощь", входит в границы земельного участка с кадастровым номером 47:14:06-04-003:0009, который расположен на территории Ленинградской области, поэтому КУГИ был не вправе распоряжаться указанным участком и предоставлять его в аренду. Прокурор также сослался на нарушение оспариваемым договором интересов государства и ООО "Лига".
Суды обеих инстанций отказали в иске ввиду отсутствия предусмотренных законодательством оснований для признания оспариваемого договора аренды недействительным.
Суды исходили из следующего: Соглашение об уточнении границы утверждено в установленном порядке Законодательными собраниями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вступило в силу и не было оспорено; земельный участок, предоставленный в аренду ООО "Помощь", расположен в соответствии с данным соглашением в границах Санкт-Петербурга; то обстоятельство, что после подписания Соглашения об уточнении границы на местности не были установлены границы объектов землеустройства, не влечет изменения границ субъектов Российской Федерации; КУГИ, заключая договор от 25.02.2009, действовал в пределах предоставленных ему полномочий по распоряжению землями, расположенными на территории Санкт-Петербурга, и на основании не оспоренного распоряжения администрации Красносельского района от 25.02.2009 N 347; спора о границах между субъектами Российской Федерации не имеется, и данный вопрос не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Управления Роснедвижимости по Санкт-Петербургу от 07.05.2010 N 03945 и Управления Роснедвижимости по Ленинградской области от 30.04.2010 N 2930 земельный участок с кадастровым номером 78:40:8617А:1001 расположен на территории Санкт-Петербурга, земельный участок с кадастровым номером 47:14:06-04-003:0009 входит в Петербургский кадастровый округ (т.1, л.д. 92, 105).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы; при установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.
Описание административных границ между субъектами Российской Федерации - Санкт-Петербургом и Ленинградской областью установлены Соглашением об уточнении границы, Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" и вступившим в действие с 23.06.2010 Областным законом Ленинградской области от 15.06.2010 N 32-оз "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения" (далее - Областной закон N 32-оз).
В пункте 1 статьи 2 Областного закона N 32-оз указано, что определение положения и описание границ Ленинградской области с каждым смежным субъектом Российской Федерации и по акваториям Финского залива, Ладожского и Онежского озер и соответствующие картографические материалы прилагаются к соглашениям об установлении, изменении или уточнении положения границ, заключаемым губернатором Ленинградской области с высшими должностными лицами смежных субъектов Российской Федерации: Республики Карелия, города федерального значения Санкт-Петербурга, Вологодской области, Новгородской области и Псковской области. Соглашение об установлении, изменении или уточнении положения границ вступают в силу после их утверждения постановлением Законодательного собрания Ленинградской области и правовым актом, установленным законодательством соответствующего смежного субъекта Российской Федерации. Изменение границ субъектов Российской Федерации утверждается Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Спорная территория в соответствии с указанными Соглашением об уточнении границы и Законами входит в границы Санкт-Петербурга. Спора между субъектами Российской Федерации - Санкт-Петербургом и Ленинградской области по этому поводу не имеется.
Несостоятелен довод прокурора о том, что Соглашение об уточнении границы не вступило в действие, поскольку не утверждено Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Соглашение об уточнении границы не подлежит утверждению Советом Федерации, поскольку этим документом границы субъектов Российской Федерации не изменялись. В связи с этим Федеральное собрание возвратило губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области названное соглашение без утверждения.
Из кадастрового паспорта от 16.01.2009 N 50 земельного участка с кадастровым номером 78:40:8617А:1001 следует, что этот участок сформирован как самостоятельный объект недвижимости; сведения о том, что данный участок входит в состав другого участка, отсутствуют. Кадастровый учет данного участка осуществлен на год ранее, чем учет участка с кадастровым номером 47:14:06-04-003:0009, предоставленного в дальнейшем в аренду ООО "Лига".
В соответствии с абзацем 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 3.9.3 Положения о КУГИ, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1589, КУГИ осуществляет распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга, в том числе заключает от имени Санкт-Петербурга договоры о передаче государственного имущества Санкт-Петербурга в аренду.
Таким образом, договор аренды от 25.02.2009 заключен КУГИ в пределах его полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Несостоятелен также довод прокурора о том, что оспариваемым договором нарушены законные права ООО "Лига". На момент заключения с ООО "Помощь" договора аренды от 25.02.2009 у ООО "Лига" отсутствовали какие-либо права в отношении спорного участка. Администрация Ломоносовского района заключила с ООО "Лига" 24.09.2009 договор аренды земельного участка, не прошедшего кадастровый учет, площадь которого определена ориентировочно, в целях проведения проектно-изыскательских работ, а предоставила участок названному обществу в аренду для строительства распоряжением от 16.02.2010. Распоряжение о продаже ООО "Лига" земельного участка с кадастровым номером 47:14:06-04-003:0009 администрация Ломоносовского района приняла 03.12.2010, то есть в ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций, полно и всесторонне исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в иске, поэтому жалоба прокурора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 по делу N А56-5611/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя прокурора Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.