Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" Бритьковой М.А. (доверенность от 16.05.2011 N 249),
рассмотрев 09.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2011 по делу N А26-10746/2010 (судья Лазарев А.Ю.),
установил
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (далее - Общество, ОАО "КЭСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Управление, УФАС) от 08.12.2010 N 03-17/35-2010, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 200 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Определением от 16.03.2011 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отказал Управлению в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы и возвратил жалобу ее подателю.
Поскольку в соответствии с частью второй статьи 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, УФАС обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе УФАС, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 28.01.2011 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии обязанности по направлению в антимонопольный орган в установленный срок сведений о месте опубликования информации. При этом Управление считает, что направление таких сведений в антимонопольный орган является частью общего порядка опубликования информации в официальных печатных изданиях и в электронных средствах массовой информации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая на то, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ОАО "КЭСК" просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, дополнительно пояснив, что решением Верховного суда Республики Карелия от 22.03.20112 по делу N 21-47/2011 оставлено в силе решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09.02.2011, которым отменено постановление руководителя УФАС по Республике Карелия о привлечении генерального директора ОАО "КЭСК" Доценко О.М. к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ по этому делу.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 05.10.2010 по 25.10.2010 Управление провело плановую выездную проверку соблюдения Обществом за период с 01.01.2009 по 01.10.2010 требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации, Стандарты).
По результатам проверки по факту несвоевременного представления ОАО "КЭСК" сведений в УФАС о месте опубликования информации, предусмотренной подпунктами "г" и "д" пункта 20 Стандартов раскрытия информации за август 2010 года, Управление возбудило в отношении Общества дело N 03-17/35-2010 об административном правонарушении.
УФАС установила, что Общество раскрыло информацию, указанную в подпунктах "г" и "д" пункта 20 Стандартов, за август 2010 года путем ее опубликования своевременно на официальном сайте ОАО "КЭСК" (www.karelrsk.ru) в сроки, предусмотренные абзацем 3 пункта 21 Стандартов (до 10 сентября 2010 года). Однако сведения о месте опубликования данной информации были представлены в адрес УФАС письмом от 12.10.2010, то есть с пропуском 15-дневного срока, исчисляемого со дня опубликования соответствующей информации.
Постановлением от 08.12.2010 ОАО "КЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции от 28.01.2011 законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В соответствии с пунктом 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия.
Согласно третьему абзацу пункта 21 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии информация, указанная в подпунктах "г" - "д" пункта 20 Стандартов, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно, до 10 числа.
В силу положений пункта 3(1) Стандартов раскрытия информации, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2010 N 609 (вступило в силу 24.08.2010), субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с названным документом, в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации, в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования.
Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.
В рассматриваемом случае по результатам проведенной проверки Управление установило, что ОАО "КЭСК" нарушило пункт 3(1) Стандартов, поскольку направило сведения о месте опубликования требуемой информации в УФАС 12.10.2010, то есть с пропуском 15-дневного срока, исчисляемого со дня опубликования соответствующей информации.
Данное обстоятельство судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается.
Вместе с тем за выявленное правонарушение антимонопольный орган привлек Общество к административной ответственности в виде взыскания 200 000 руб. штрафа, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ, нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Проанализировав названную норму права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что статья 9.15 КоАП РФ не содержит указание на противоправное деяние, выраженное в нарушении срока направления сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию, в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации.
Таким образом, статьей 9.15 КоАП РФ, введенной в 2009 году, не предусмотрена административная ответственность за нарушение, установленное в 2010 году, пункта 3(1) Стандартов - непредставление в установленные сроки сведений о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации.
Ссылка Управления на то, что в понятие "порядок опубликования информации" включается также направление сведений о месте опубликования информации в антимонопольный орган, судом кассационной инстанции отклоняется.
Установленная в пункте 3(1) Стандартов обязанность по уведомлению уполномоченного органа в определенный срок именно после опубликования информации свидетельствует о том, что уведомление не является частью процесса опубликования. Анализ нормы пункта 3(1) Стандарта позволяет сделать вывод, что законодатель разграничивает действия по опубликованию информации и действия по направлению опубликованной информации в уполномоченный орган.
Иной вывод (в том числе трактовка Управления о том, что направление сведений о месте опубликования информации является окончательным действием исполнения обязанности по опубликованию информации) привел бы к расширительному толкованию названной нормы об административной ответственности, что в данном случае не допустимо.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии события и состава правонарушения, что в силу пункта 1 части первой статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с чем решение суда первой инстанции от 28.01.2011 является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2011 по делу N А26-10746/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.