Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "БРОКАР СПб" Абдуллаевой Н.М. (доверенность от 01.03.2011), от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Воронина Б.А. (доверенность от 29.12.2009 N 33214-32),
рассмотрев 01.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БРОКАР СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2010 (судья Раннева Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-27404/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "БРОКАР СПб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет), оформленного письмом от 30.11.2009 N 6418, в реализации преимущественного права заявителя на выкуп арендуемых нежилых помещений 2Н площадью 214 кв.м и 4Н площадью 209,7 кв.м, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 19, литера А, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Решением от 25.10.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить.
Податель жалобы указывает, что он отвечает требованиям и условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ; помещения включены в Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением Комитета от 26.12.2008 N 237-р (далее - Перечень), исключительно с целью воспрепятствовать реализации права заявителя на приобретение арендуемого имущества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) 16.08.2001 заключили договор N 10-А153147 аренды нежилого помещения площадью 214 кв.м, расположенного в помещении 2Н площадью 340,6 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 19, литера А, сроком на 10 лет.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 01.10.2001.
В последующем Комитет и Общество заключили договор от 22.05.2002 N 10-А153439 аренды нежилого помещения 4Н площадью 209,7 кв.м, расположенного по указанному адресу, сроком на 10 лет.
Договор зарегистрирован 29.07.2002.
Общество обратилось в Комитет с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемых по договорам от 16.08.2001 N 10-А153147 и от 22.05.2002 N 10-А153439 нежилых помещений 2Н и 4Н.
Письмом от 30.11.2009 N 6418 Комитет отказал Обществу в реализации преимущественного права на приобретение спорных помещений, сославшись на то, что арендуемые помещения включены в Перечень.
Полагая отказ Комитета не соответствующим Закону N 159-ФЗ и препятствующим реализации его права на приобретение арендуемого имущества, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемого отказа незаконным и указали, что доказательств, свидетельствующих о включении спорного помещения в Перечень исключительно с целью воспрепятствовать реализации Обществом указанного преимущественного права, в материалах дела не имеется. Действия Комитета по включению в Перечень спорного имущества в установленном законом порядке не оспорены и не признаны незаконными.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Законом N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Данное право может быть реализовано при одновременном соблюдении четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе если арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как установлено частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного только для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4.1 упомянутой статьи порядок формирования, ведения, обязательного опубликования названных перечней устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В силу части 4.2 той же статьи государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2008 N 748-137 "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формируется из числа объектов нежилого фонда, в том числе нежилых помещений, имеющих вход с улицы и расположенных на автомобильных дорогах, перечень которых определяется правительством Санкт-Петербурга.
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" правительство Санкт-Петербурга приняло постановление от 22.12.2008 N 1624 "О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" (далее - Постановление N 1624), которым утвержден порядок ведения и опубликования Перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также Перечень автомобильных дорог Санкт-Петербурга, применяемый в целях формирования указанного выше Перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Постановлением N 1624 полномочия по формированию, утверждению и ведению перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, возложены на Комитет.
Во исполнение названных нормативных правовых актов Комитетом принято распоряжение от 26.12.2008 N 237-р, которым утвержден Перечень.
Распоряжением Комитета от 14.07.2009 N 85-р в распоряжение Комитета от 26.12.2008 N 237-р внесены изменения, а именно: в Перечень включены объекты недвижимости согласно приложению, в строках 2660 и 2661 которого указаны нежилые помещения 2Н и 4Н по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 19, литера А.
Судами установлен факт включения арендуемого заявителем недвижимого имущества в Перечень и указано, что распоряжение Комитета от 14.07.2009 N 85-р о внесении изменений в распоряжение Комитета от 26.12.2008 N 237-р в части включения указанных нежилых помещений в Перечень в установленном законом порядке не оспорено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Общество не имеет преимущественного права на приобретение арендуемого им недвижимого имущества, а отказ Комитета соответствует пункту 4 статьи 3 и части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Довод подателя жалобы о том, что решение Комитета о включении спорных помещений в Перечень принято исключительно с целью воспрепятствовать Обществу реализовать право на приобретение арендуемого имущества, не подтвержден материалами дела, получил надлежащую оценку судов и направлен на их переоценку .
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
При подаче кассационной жалобы заявитель платежным поручением от 21.03.2011 N 55 уплатил 2000 руб. государственной пошлины.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", в связи с тем, что при подаче заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
С учетом изложенного государственная пошлина в размере 1000 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату Обществу из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А56-27404/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БРОКАР СПб" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "БРОКАР СПб" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе платежным поручением от 21.03.2011 N 55.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.