Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
при участии от Министерства экономического развития Республики Карелия Гуртовой В.К. (доверенность от 23.05.2011 N 15),
рассмотрев 06.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2010 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 (судьи Абакумова И.Д., Горбачева О.В. Загараева Л.П.) по делу N А26-8406/2010,
установил
Индивидуальный предприниматель Гогунская Ольга Джафяровна обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Министерства экономического развития Республики Карелия (далее - Министерство) об отказе в предоставлении гранта.
Решением от 02.12.2010 суд удовлетворил заявление предпринимателя полностью, признал незаконным решение Министерства об отказе в предоставлении предпринимателю Гогунской О.Д. гранта, изложенное в письме от 08.07.2010, и обязал Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением от 22.03.2011 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты. Министерство считает, что Гогунской О.Д. правомерно отказано в предоставлении гранта по Региональной программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 21.02.2009 N 29-П.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Предприниматель Гогунская О.Д., надлежащим образом извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 08.07.2009 между государственным учреждением "Центр занятости населения города Петрозаводска" (далее - центр занятости) и гражданином Роговым Ф.Ф. в рамках программы поддержки занятости населения заключено соглашение N Смпр-26 о предоставлении средств субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на организацию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (далее - соглашение). По условиям этого соглашения центр занятости предоставляет гражданину средства бюджета Республики Карелия в виде субсидии на организацию малого предпринимательства и самозанятости, а гражданин обязуется использовать данные бюджетные средства на указанные цели.
Согласно пункту 3.1 соглашения центр занятости предоставляет гражданину бюджетные средства на организацию собственного дела в размере 67 620 руб.
Гогунская О.Д. 08.07.2009 зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя.
Центр занятости 31.07.2009 перечислил предпринимателю оговоренную в соглашении сумму денежных средств.
Центр занятости и Гогунская О.Д. 06.10.2009 подписали отчет о результатах использования бюджетных средств, которым подтвержден факт надлежащего использования Гогунской О.Д. полученных ею бюджетных средств в установленный срок.
Предприниматель Гогунская О.Д. 11.06.2010 в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства подала заявку в Министерство о предоставлении ей гранта для реализации бизнес-проекта "Розничная торговля кожгалантереей и трикотажными изделиями".
По результатам рассмотрения заявок претендентов Комиссия по предоставлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела - субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, предоставляемым на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности (далее - Комиссия), отказала предпринимателю Гогунской О.Д. в предоставлении гранта, поскольку она получила аналогичную поддержку в службе занятости, сроки оказания которой не истекли. Указанные обстоятельства отражены в протоколе от 02.07.2010 N 1.
Письмом от 08.07.2010 N 4070/13.2-09/МЭРи Министерство уведомило заявителя о принятом Комиссией решении.
Предприниматель Гогунская О.Д. оспорила данное решение об отказе в предоставлении гранта в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что у Министерства отсутствовали правовые основания для отказа предпринимателю в предоставлении гранта по программе развития малого и среднего предпринимательства.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с упомянутым Законом принята Региональная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 21.02.2009 N 29-П (далее - программа развития малого и среднего предпринимательства).
Целью данной программы является обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия для увеличения общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, обеспечения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом региональном продукте.
Согласно разделу 4 программы развития малого и среднего предпринимательства одним из направлений финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства выступает финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которая основывается на реализации механизмов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, способствующих расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
Указанная поддержка предусматривает предоставление гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела - субсидии индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу - производителю товаров, работ и услуг, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности (далее - грант).
Грант предоставляется с учетом следующих условий:
- грант направляется вновь зарегистрированному и действующему менее 1 года (на дату подачи заявки) субъекту малого предпринимательства;
- субъект малого предпринимательства осуществляет деятельность на территории Республики Карелия, состоит на учете в налоговом органе в установленном законодательстве порядке и отвечает требованиям Закона N 209-ФЗ;
- размер гранта не превышает 300 тысяч рублей на одного получателя поддержки;
- гранты предоставляются после прохождения субъектом малого предпринимательства краткосрочного обучения, а также при наличии бизнес-проекта, оцениваемого Комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении грантов, в состав которой входят представители некоммерческих организаций предпринимателей;
- грант предоставляется при наличии у субъекта малого предпринимательства собственных средств в размере не менее 25% от стоимости бизнес-проекта.
Таким образом, как правильно отметили суды, грант, предоставляемый в рамках реализации программы развития малого и среднего предпринимательства, представляет государственную поддержку, оказываемую уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющему предпринимательскую деятельность, с целью обеспечения ему доступа к финансовым ресурсам, а также возможности развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности.
Пунктом 3 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в оказании поддержки субъекту малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
Аналогичные основания отказа в предоставлении государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства содержатся пункте 3 раздела 4.1 программы развития малого и среднего предпринимательства.
При этом в данном пункте отмечено, что под аналогичной поддержкой для целей названной Программы понимается государственная поддержка одной формы субъекту малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры, оказанная в рамках названной Программы. Сроком оказания поддержки является период, в течение которого реализуется мероприятие по государственной поддержке субъекта малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры. Срок оказания поддержки устанавливается в договоре (соглашении), заключаемом с субъектом малого и среднего предпринимательства, организацией инфраструктуры.
Из приведенного следует, что в оказании поддержки указанному субъекту должно быть отказано при одновременном наличии двух обстоятельств: во-первых, аналогичности получаемой поддержки, то есть предоставленная ранее поддержка оказана в отношении одного и того же субъекта малого и среднего предпринимательства, совпадает по форме, содержанию и виду, субсидирует те же затраты, и осуществлена в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства, и во-вторых, срок ее оказания, установленный в договоре (соглашении), заключаемом с субъектом малого и среднего предпринимательства, организацией инфраструктуры, на момент принятия соответствующего решения не истек.
Между тем из материалов дела не следует, что в 2009 году Гогунская О.Д. получала поддержку в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства и заключала соответствующий договор (соглашение) на ее получение.
В указанный период Гогунская О.Д. получила субсидию в рамках Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 13.01.2009 N 1-П (далее - программа поддержки занятости населения).
Целью указанной программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Республике Карелия.
Данная программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Ответственным за реализацию мероприятий программы и главным распорядителем средств, поступающих в Республику Карелия из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, является Министерство труда и занятости Республики Карелия.
Субсидия предоставляется на софинансирование программы поддержки занятости населения и направляется на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в части выделения безработному гражданину финансовых средств на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Выделение субсидий безработным гражданам осуществляется на основании соглашений (договоров) между подведомственными Министерству труда и занятости Республики Карелия центрами занятости населения и безработными гражданами, заключаемых при условии положительных результатов экспертизы представляемых бизнес-планов.
Государственное учреждение "Центр занятости населения города Петрозаводска" (далее - центр занятости) и безработная гражданка Гогунская О.Д. заключили соглашение от 08.07.2009 N Смпр-26 о предоставлении средств субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на организацию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, пунктом 1.2 которого определено, что центр занятости на условиях, установленных соглашением, предоставляет гражданину средства бюджета Республики Карелия в виде субсидий на организацию малого предпринимательства и самозанятости, а гражданин обязуется использовать данные бюджетные средства на указанные цели (листы дела 44-46).
На основании указанных обстоятельств и, учитывая приведенные положения законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что грант, предоставляемый в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства, и субсидия, получаемая лицом в соответствии с программой поддержки занятости населения, не являются аналогичными мерами государственной поддержки, поскольку изначально имеют своей направленностью удовлетворение различных потребностей.
Таким образом, то что Гогунская О.Д. в данном случае являлась получателем субсидии по программе поддержки занятости населения не должно в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ и пунктом 3 раздела 4.1 программы развития малого и среднего предпринимательства служить основанием для отказа ей в поддержке в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства.
Податель жалобы, ссылаясь на положения программы поддержки занятости населения, считает, что сведения о лицах, получивших поддержку по названной программе, подлежат включению в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.
Программой поддержки занятости населения предусмотрено, что в отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, обеспечивается выполнение требований статьи 8 Закона N 209-ФЗ в части ведения реестров получателей поддержки.
Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющее исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
При этом программой поддержки занятости населения не предусмотрено финансирование мероприятий, которые определены программой развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия.
Приведенные положения не свидетельствуют о том, что сведения о лицах, получивших поддержку по программе поддержки занятости населения, подлежат включению в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку по программе развития малого и среднего предпринимательства.
Министерство ссылается на то, что на момент подачи предпринимателем 11.06.2010 заявки на получение гранта по программе развития малого и среднего предпринимательства срок оказания поддержки по программе поддержки занятости населения не истек.
Кассационная инстанция не принимает данный довод жалобы.
Как правильно указали суды, в соглашении не содержится указание на период времени, в течение которого Гогунская О.Д. обязана была использовать средства субсидии на организацию предпринимательской деятельности, что позволило бы определить точный срок предоставления поддержки. При этом согласно пункту 5 соглашения от 08.07.2009 N Смпр-26 оно вступает в силу с момента подписания и действует до исполнения сторонами своих обязательств.
В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, с учетом пункта 5 соглашения срок действия программы поддержки занятости населения определяется моментом исполнения сторонами своих обязательств.
Кроме того, даже если предположить, что срок оказания поддержки по программе поддержки занятости населения не истек указанное обстоятельство в данном случае не будет иметь правового значения, поскольку необходимое в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства условие для отказа в предоставлении гранта - наличие ранее выданного решения об оказании аналогичной поддержки, отсутствует. В то же время отсутствует и соответствующий договор (соглашение) на получение поддержки в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства, в котором бы устанавливался срок оказания такой поддержки.
Таким образом, учитывая одновременное отсутствие двух условий, с которыми Закон N 209-ФЗ и программа развития малого и среднего предпринимательства связывает отказ в предоставлении поддержки субъекту малого и среднего предпринимательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у Министерства правовых оснований для отказа предпринимателю Гогунской О.Д. в оказании предоставления гранта по программе развития малого и среднего предпринимательства.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права и основания для отмены принятых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по делу N А26-8406/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.