Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 10 декабря 2024 г. N 01/2715
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования в Челябинской области
на 2025 год
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего развития профилактической деятельности Министерства образования и науки Челябинской области, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования в Челябинской области на 2025 год (далее - Программа профилактики) в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования".
Министерство образования и науки Челябинской (далее - Министерство) осуществляет деятельность, направленную на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - подконтрольные субъекты), устранения причин, способствующих нарушению таких обязательных требований.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) федеральный государственного контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области, в Министерстве осуществляет Управление по надзору и контролю в сфере образования (далее - Управление).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ являются:
1. Соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей.
2. Соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, Управление проводит профилактические мероприятия в отношении подконтрольных субъектов, расположенных на территории Челябинской области:
1) образовательные организации:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации;
- организации дополнительного образования;
- организации дополнительного профессионального образования;
2) образовательные организации, осуществляющие обучение:
- организации для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
- организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
- организации, осуществляющие социальное обслуживание;
- иные юридические лица;
3) индивидуальные предприниматели.
Управление осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении 3328 подконтрольных субъектов (на 01.12.2024), кроме того 414 филиалов, из них:
- дошкольные образовательные организации - 1074 (48 филиала),
- общеобразовательные организации - 806 (119 филиалов),
- профессиональные образовательные организации - 79 (31 филиал),
- организации дополнительного образования - 396 (179 филиалов),
- организации дополнительного профессионального образования - 250 (21 филиал),
- организации, осуществляющие обучение - 485 (16 филиалов),
- индивидуальные предприниматели - 238.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
В соответствии с порядком отнесения объектов государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, приказом Министерства от 16.08.2024 N 01/1876 "Об утверждении перечня объектов контроля с указанием категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" определены перечни юридических лиц с филиалами и индивидуальных предпринимателей (далее - подконтрольные объекты) с указанием категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- высокий риск: 11 подконтрольных объектов (0,3 процента от общего количества подконтрольных объектов);
- средний риск: 241 подконтрольный объект (6,5 процента от общего количества подконтрольных объектов),
- низкий риск: 3452 подконтрольных объекта (93,2 процента от общего количества объектов контроля).
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности
В целях предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования разработана и реализуется Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования в Челябинской области на 2024 год.
Профилактическая работа в 2024 году велась по следующим направлениям:
1. Информирование.
2. Обобщение правоприменительной практики.
3. Объявление предостережения.
4. Консультирование.
5. Профилактический визит.
6. Меры стимулирования добросовестности.
Все разрабатываемые документы и необходимая информация размещались на официальном сайте Министерства на странице управления по надзору и контролю в сфере образования: https://minobr74.ru/supervision/.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
В целях реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" Управление не проводило в 2024 году плановые и внеплановые проверки.
В 2024 году Управление проводило следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинги безопасности).
Всего в 2024 году (на 01.12.2024) проведено 6538 мониторингов безопасности. В отношении некоторых организаций, проводилось более одного мониторинга безопасности. Проведенные мониторинги безопасности молено разделить на следующие группы по тематике их проведения:
- своевременность внесения сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении в ФИС ФРДО (федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении");
- соблюдение обязательных требований к структуре официального сайта общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования и организаций дополнительного образования в сети "Интернет", размещению информации и документов и их своевременному обновлению;
- соблюдение обязательных требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и соответствующими федеральными основными образовательными программами в общеобразовательных организациях;
- соблюдение обязательных требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
В ходе проведенных мониторингов безопасности установлено, что у 80 процентов проверенных организаций не выявлены нарушения обязательных требований.
По результатам всех проведённых в 2024 году мониторингов безопасности составлены отчеты об итогах проведения наблюдений за соблюдением обязательных требований. Должностными лицами, уполномоченными на проведение мониторингов безопасности, приняты решения об объявлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований образовательными организациями.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 74 Федерального закона от 31 июля 2021 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований также направлялись в образовательные организации и в рамках работы с обращениями граждан, информацией, поступившей из управления госавтоинспекции ГУ МВД России по Челябинской области, ГУ МЧС России по Челябинской области, в том числе из средств массовой информации. Таких предостережений было 26. Нормативным основанием направления в организации указанных предостережений является статья 47 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Предписания об устранении нарушений законодательства в сфере образования в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 74 Федерального закона от 31.07.2021 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не направлялись.
В связи с наличием в 20 процентах организаций нарушений обязательных требований и (или) возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявленных по итогам мониторингов безопасности, необходимо продолжать осуществление профилактических мероприятий, направленных на:
- повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования;
- осуществление обратной связи с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере образования, прежде всего направлены на информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в указанной сфере деятельности, в том числе разъяснение обязательных требований, ознакомление с результатами правоприменительной практики и основными нарушениями (с целью дальнейшего их исключения).
В соответствии с приказом Министерства от 16.08.2024 N 01/1876 "Об утверждении перечня объектов контроля с указанием категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" 11 подконтрольных субъектов имеют высокий риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1. Автономная некоммерческая организация "Средняя общеобразовательная школа "Пеликан" (ИНН 7451092230).
2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 21" (ИНН 7422023062).
3. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9" (ИНН 7415031400).
4. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Карабулакская школа" (ИНН 7431004250).
5. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Родниковская основная общеобразовательная школа" (ИНН 7432008480).
6. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Серпиевка" Катав-Ивановского муниципального района (ИНН 7410004731).
7. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Юрюзань" Катав-Ивановского муниципального района (ИНН 7410004900).
8. Частное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа "Школа Разума" (ИНН 7453991169).
9. Частное Общеобразовательное Учреждение "Основная Общеобразовательная Школа "Исток" (ИНН 7445039527).
10. Частное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Перспектива" (ИНН 7453197140).
11. Частное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Эстет-Центр М" (ИНН 7452090316).
Автономной некоммерческой организации "Средняя общеобразовательная школа "Пеликан" высокий риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям присвоен приказом Министерства от 29.09.2022 N 01/2142.
В отношении данной организации обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы проведен в 2023 году.
В соответствии с пунктом 11(4) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в отношении десяти организаций, которым высокий риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям присвоен приказом Министерства от 16.08.2024 N 01/1876, в 2025 году будет проведен профилактический визит, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Целями реализации Программы профилактики являются:
1. Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Челябинской области.
2. Устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3. Создание условий для доведения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, до контролируемых лиц, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации Программы профилактики являются:
1. Оценка состояния подконтрольной среды, установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.
2. Выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
3. Повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки их проведения
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок проведения мероприятия |
Ответственный исполнитель |
I. Информирование | |||
1. |
размещение и поддержание в актуальном состоянии на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": - текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора); - сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу; - перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; - проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования; - перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; - перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; - программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, в Челябинской области; плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; - перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица; - сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; - сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; - докладов обобщения правоприменительной практики; - докладов о государственном контроле (надзоре) |
в течение года |
заместитель начальника Управления; - отдел организационно-правового обеспечения; - отдел государственного надзора и контроля; - отдел лицензирования образовательной деятельности; - отдел государственной аккредитации |
II. Обобщение правоприменительной практики | |||
2. |
- подготовка Проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики в сфере образования за предшествующий календарный год, |
не позднее 1 марта |
- начальник Управления; - заместитель начальника Управления; |
|
- размещение на официальном сайте Министерства для публичного обсуждения (в течение 10 рабочих дней) Проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной прак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.