Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лавнатранс" Солецкого Р.Ю. (доверенность от 17.03.2010), Кондидатовой Е.В. (доверенность от 09.02.2011), от администрации муниципального образования "Кольский район" Мурманской области Ерченко В.Ю. (доверенность от 02.06.2011), от сельскохозяйственного производственного кооператива "Полярная звезда" Белова Р.Л. (доверенность от 01.06.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Кольский район" Мурманской области и сельскохозяйственного производственного кооператива "Полярная звезда" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А42-6080/2010 (судьи Попова Н.М., Глазков Е.Г., Кашина Т.А.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Лавнатранс" (далее - ООО "Лавнатранс") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Кольский район" Мурманской области (далее - администрация района) в выборе земельного участка для строительства подъездного железнодорожного пути необщего пользования от проектируемой станции Лавна до комплекса перегрузки угля и генеральных грузов, строящегося возле населенного пункта Междуречье, в устье реки Лавна, в соответствии с представленной заявителем схемой;
- обязать администрацию района осуществить выбор земельного участка для строительства названного железнодорожного пути и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены сельскохозяйственный производственный кооператив "Полярная звезда" (далее - СХПК "Полярная звезда) и администрация муниципального образования сельского поселения "Междуречье" Кольского района Мурманской области (далее - администрация сельского поселения).
Решением от 18.11.2010 (судья Беляева Л. Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 21.03.2011 отменил решение от 18.11.2010, признал незаконным отказ администрации района в выборе следующих земельных участков:
- земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 51:01:2206002:0004 (часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0237); необходимая для строительства площадь 4 га;
- земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 51:01:0803001:0003 (часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0237); необходимая для строительства площадь 8 га;
- участка из земель населенного пункта Междуречье, кадастровый квартал 51:01:0801003; необходимая для строительства площадь 1 га;
- участка из земель населенного пункта Междуречье, кадастровый квартал 51:01:0801002; необходимая для строительства площадь 3 га;
- земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 51:01:0802001:0016 (часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0237), необходимая для строительства площадь 4 га.
Апелляционный суд обязал администрацию района в месячный срок после вступления постановления в законную силу произвести все действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации по выбору земельных участков для строительства железнодорожного пути и портового комплекса и принять соответствующее решение по вопросу о предварительном согласовании места размещения объекта.
В кассационной жалобе СХПК "Полярная звезда" просит постановление от 21.03.2011 отменить и оставить в силе решение от 18.11.2010, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела.
Податель жалобы указывает следующее: апелляционный суд не учел, что ООО "Лавнатранс" в обоснование своего заявления не представило доказательств того, что спорный железнодорожный путь относится к объектам федерального транспорта в рамках проекта федеральных целевых программ и что его строительство необходимо для государственных и муниципальных нужд; ООО "Лавнатранс" в нарушение статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации не доказало, что отсутствуют другие возможные варианты размещения объекта; поскольку схема размещения железнодорожного пути, представленная ООО "Лавнатранс", предусматривала конкретный вариант размещения этого объекта на землях, находящихся в законном пользовании другого лица, и на принадлежащем ему объекте недвижимости - очистных сооружениях и заявитель настаивал именно на предложенном им варианте, администрация района была лишена возможности определить иные варианты размещения железнодорожного пути по правилам пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; очистные сооружения используются для нужд не только СХПК "Полярная звезда", но и для жителей поселка Междуречье.
В кассационной жалобе администрация района, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, также просит отменить постановление от 21.03.2011. Податель жалобы указывает следующее: поскольку земельный участок с кадастровым номером 51:01:0000000:0237, через который согласно представленной заявителем схеме размещения испрашиваемого для строительства участка должен проходить железнодорожный путь, находится во временном владении и пользовании СХПК "Полярная звезда" на основании договора аренды от 03.05.2005 N 205-01, то без прекращения данных договорных отношений предоставление указанного участка заявителю невозможно; из схемы расположения испрашиваемого земельного участка следует, что он проходит по участкам, на которых размещены гаражи, хозяйственные постройки, очистные и иные сооружения, в связи с чем исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники указанных объектов; незаконна ссылка апелляционного суда на решение Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение "Междуречье" Кольского района Мурманской области от 21.04.2009 N 37/1, так как распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений; планируемый к строительству объект не отнесен к объектам федерального значения, не включен в федеральные целевые программы, а также в проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла"; испрашиваемый для строительства земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и согласно корректуре проекта планировки и застройки населенного пункта Междуречье на его территории не предусмотрено размещение железнодорожного пути.
В отзыве на кассационные жалобы ООО "Лавнатранс", считая принятое по делу постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобы администрации района и СХПК "Полярная звезда" - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации района и СХПК "Полярная звезда" поддержали доводы жалоб, а представители ООО "Лавнатранс" - доводы, приведенные в отзыве на них.
Администрация сельского поселения извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, администрация района постановлением от 20.10.2004 N 510 утвердила обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Транссервис" (далее - ООО "Управляющая компания "Транссервис") акт выбора земельных участков для строительства железнодорожного пути и портового комплекса для угля и генеральных грузов в составе Мурманского портового транспортного узла; указанному лицу предварительно согласованы земельные участки для строительства железнодорожного пути от железнодорожной станции Мурмаши до населенного пункта Междуречье (устье реки Лавны) примерной площадью 250 га и специализированного комплекса для перегрузки грузов портового комплекса для угля и генеральных грузов в составе Мурманского портового транспортного узла примерной площадью 270 га на берегу Кольского залива и вдоль берегов реки Лавны.
Постановлением от 05.07.2006 N 380 администрация района заменила ООО "Управляющая компания "Транссервис" на ООО "Лавнатранс".
Срок действия выданного в 2004 году акта выбора земельного участка истек, необходимые действия, предусмотренные статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации для дальнейшего предоставления земельного участка для строительства, ООО "Лавнатранс" не выполнило.
В дальнейшем ООО "Лавнатранс" обратилось в администрацию района с новым заявлением от 05.07.2010 о выборе земельного участка для строительства железнодорожного пути необщего пользования и предварительном согласовании места размещения объекта с указанием предположительного расположения железнодорожного пути: на западном берегу Кольского залива по левому берегу реки Лавны, по землям сельскохозяйственного назначения, арендуемым СХПК "Полярная звезда", затем по землям поселений через населенный пункт Междуречье, далее вновь по землям сельскохозяйственного назначения, арендуемым СХПК "Полярная звезда", до земельного участка, арендуемого обществом с ограниченной ответственностью "Морской торговый порт "Лавна".
Согласно приложенной к заявлению ООО "Лавнатранс" схеме размещение железнодорожного пути предполагается на следующих земельных участках общей площадью 20 га, рассчитанной исходя из Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126:
- земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 51:01:2206002:0004 (часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0237); площадь, необходимая для строительства, - 4 га;
- земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 51:01:0803001:0003 (часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0237); площадь, необходимая для строительства, - 8 га;
- землях населенного пункта Междуречье, кадастровый квартал 51:01:0801003; площадь, необходимая для строительства, - 1 га;
- землях населенного пункта Междуречье, кадастровый квартал 51:01:0801002; площадь, необходимая для строительства, - 3 га;
- земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 51:01:0802001:0016 (часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0237), площадь, необходимая для строительства, - 4 га.
Испрашиваемое право на земельный участок - аренда.
Согласно представленным в материалы дела документам участок, на котором заявитель намерен построить железнодорожный путь, является частью земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0237, который администрация района в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предоставила в аренду СХПК "Полярная звезда" на основании договора от 03.05.2005 N 205-01 на срок до 27.04.2054. В соответствии со схемой места размещения объекта испрашиваемый участок проходит также по землям поселений населенного пункта Междуречье через гаражи, хозяйственные постройки, иные строения, принадлежащие различным лицам, и через очистные сооружения, расположенные в кадастровом квартале 51:01:0801002 и принадлежащие СХПК "Полярная звезда".
Администрация района в письме от 03.08.2010 N 02-18/1219-23 отказала ООО "Лавнатранс" в выборе земельного участка в соответствии с представленной схемой и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с тем, что испрашиваемый участок не свободен от прав третьих лиц.
ООО "Лавнатранс", считая отказ администрации района незаконным и препятствующим осуществлению им предпринимательской деятельности, обратилось с настоящими требованиями в суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления ООО "Лавнатранс", посчитав, что администрация района не допустила нарушений ни действующего законодательства, ни прав и законных интересов заявителя. Суд исходил из следующего: по смыслу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, который заинтересованное лицо просит предоставить для строительства, должен быть свободен от прав третьих лиц; между тем испрашиваемые для строительства земли является частью земельного участка, арендованного СХПК "Полярная звезда", а также частью участка, на котором расположены очистные сооружения, являющиеся собственностью СХПК "Полярная звезда" (свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2006); основания для раздела арендованного СХПК "Полярная звезда" участка и прекращения права аренды в порядке статьи 46 названного Кодекса отсутствуют; указанные земли не зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, поэтому у администрации района отсутствовала необходимость информировать землепользователя о предполагаемом изъятии участков для государственных или муниципальных нужд в порядке пункта 4 статьи 31 того же Кодекса; на момент совершения оспариваемых действий по отказу в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не имелось утвержденных в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.08.2010 N 383-ПП (далее - приказ Минтранса от 26.08.2010), документации по планировке территории, проекта границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" и соответствующего решения о резервировании земель для федеральных нужд.
Апелляционный суд отменил решение от 18.11.2010, посчитав, что администрация района, получив заявление ООО "Лавнатранс", должна была выполнить действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации по выбору земельного участка для строительства. Апелляционная инстанция пришла к следующим выводам: необоснованна ссылка администрации района на то, что испрашиваемые земли не свободны от прав третьих лиц, поскольку в этом случае администрация района по правилам пунктов 4, 5, 6 названной статьи должна проинформировать землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков о возможном изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, произвести расчет возможных убытков этих лиц; не проведя публичных слушаний по вопросу выбора земельного участка для строительства, администрация района допустила бездействие, что подтверждает незаконность отказа в выборе участка и предварительном согласовании места размещении объекта.
Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда ошибочными и не соответствующими нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как определено пунктом 5 той же статьи, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту выбора прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
После получения необходимых согласований и экспертных заключений на предмет возможности размещения предполагаемого объекта происходит утверждение акта о выборе земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта и постановка участка на кадастровый учет.
Из системного толкования статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, который заинтересованное лицо просит выбрать ему для строительства какого-либо объекта, должен быть свободен от строений и прав третьих лиц; законодательством не установлена обязанность публичного собственника осуществить в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта раздел сформированного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам, а также сформированных участков, предоставленных в аренду другим лицам.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на испрашиваемых для строительства железнодорожного пути землях расположены очистные сооружения, находящиеся в собственности СХПК "Полярная звезда" и, как пояснили представители администрации района и СХПК "Полярная звезда" в судебном заседании кассационной инстанции, обеспечивающие нужды населения поселка Междуречье по очистке воды. Испрашиваемые земли находятся частично в границах сформированного в установленном порядке и поставленного на кадастровый учет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, арендованного на 50 лет СХПК "Полярная звезда". Кроме того, ООО "Лавнатранс" просило администрацию района выбрать земельный участок в соответствии с конкретным вариантом размещения железнодорожного пути, не представив доказательств отсутствия других возможных вариантов размещения этого объекта. Это обстоятельство исключало возможность со стороны администрации района определить в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации другие варианты размещения этого объекта.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации района правовых оснований для выбора земельного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации для строительства железнодорожного пути по заявлению ООО "Лавнатранс" в соответствии с представленной им схемой и для предварительного согласования места размещения этого объекта.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума от 26.05.2009 N 2081/09.
По смыслу пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации возможность предоставления земельных участков, находящихся в пользовании, владении, в том числе в аренде, других лиц, для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта предусмотрена только в случае изъятия этих участков для государственных и муниципальных нужд.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания прекращения договора аренды земельного участка предусмотрено изъятие участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 указанного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 55 того же Кодекса изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
ООО "Лавнатранс" не представило доказательств того, что испрашиваемый им участок предназначен для размещения объектов федерального транспорта, что этот участок зарезервирован для государственных нужд в порядке, предусмотренном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, что отсутствуют другие варианты размещения железнодорожного пути и что названному обществу поручено осуществить строительство этого объекта для государственных нужд.
Решение о резервировании земель для государственных нужд в соответствии с приказом Минтранса от 26.08.2010 до настоящего времени не принято. Сам по себе данный приказ таким решением не является.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации лицо, которому предоставлен земельный участок в аренду для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта после завершения строительства и государственной регистрации права собственности на построенный объект приобретает исключительное право на приватизацию земельного участка в порядке статьи 36 того же Кодекса.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ООО "Лавнатранс" о том, что администрации района при рассмотрении заявления от 05.07.2010 следовало учитывать возможность резервирования спорных земель для государственных нужд и предполагаемого их изъятия в эти же целях.
Следует также отметить, что апелляционный суд, обязав администрацию района выбрать земельные участки для строительства не только железнодорожного пути, но портового комплекса, вышел за пределы заявленных требований, поскольку, как видно из заявления от 05.07.2010 и из заявления, направленного в арбитражный суд, ООО "Лавнатранс" не просило о предоставлении земельного участка для строительства названного комплекса. Неправомерным и преждевременным является постановление апелляционного суда в части обязания администрации района принять соответствующее решение по вопросу о предварительном согласовании места размещения объекта. Такое решение может быть принято только после проведения различных экспертиз и согласований с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными организациями и в зависимости от результатов этих экспертиз и согласований.
Кроме того, отказ в выборе испрашиваемого участка не может нарушать законных прав и интересов ООО "Лавнатранс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ввиду следующего. С учетом возражений арендатора части испрашиваемых земель и собственника объекта недвижимости, расположенного на другой части таких земель, действия, связанные с проведением необходимых согласований и экспертиз, требующие значительных материальных затрат, могут не привести к желаемому результату и повлечь убытки для заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "Лавнатранс", поэтому у апелляционного суда не было предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации оснований для отмены решения от 18.11.2010. Ввиду изложенного постановление апелляционного суда от 21.03.2011 следует отменить, а решение суда первой инстанции от 18.11.2010 оставить в силе.
В связи с принятием настоящего постановления с ООО "Лавнатранс" надлежит взыскать в пользу СХПК "Полярная звезда" судебные расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А42-6080/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.2010 оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лавнатранс" в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива "Полярная звезда" 1000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.