Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" Овчаренко Ю.В. (доверенность от 18.11.2010 N 4294),
рассмотрев 14.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2010 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.) по делу N А13-11500/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Череповецкий "Азот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) об оспаривании действий Вологодской таможни (далее - таможня) по отказу в возврате 959 500 руб. излишне уплаченных таможенных сборов. Общество также просит суд обязать таможенный орган в порядке устранения нарушения его прав и законных интересов принять решение о возврате указанной суммы таможенных сборов, излишне уплаченных в период с 06.05.2009 по 27.09.2009 при подаче полных периодических деклараций (далее - ППД).
Решением от 17.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2011, заявление общества удовлетворено, оспариваемые действия таможни признаны незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, принять решение о возврате 959 500 руб. таможенных сборов в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статей 114, 115 Конституции Российской Федерации, статей 1, 11, 138, 318, главы 33.1 ТК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - постановление Правительства РФ N 863), постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - постановление Правительства РФ N 220).
Таможня считает, что в рамках спорных правоотношений обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товара должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации. Поскольку временные таможенные декларации представлены обществом после введения в действие пункта 7.1 постановления Правительства РФ N 863, то соответствующая норма подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в период с 06.05.2009 по 27.09.2010 в таможне произведено таможенное оформление товара, экспортируемого обществом, с использованием процедуры периодического временного декларирования (статья 138 ТК РФ). Для своевременной оплаты таможенных платежей общество внесло авансовые платежи в сумме 4 960 000 руб.
В период с 06.05.2009 по 27.09.2009 при подаче обществом временных периодических деклараций таможенным органом списаны с авансовых платежей общества таможенные сборы в общей сумме 959 500 руб. (по тринадцати декларациям). В указанный период при окончательном оформлении груза (при подаче обществом соответствующих тринадцати ППД) таможенный орган также списал с данных авансовых платежей таможенные сборы в общей сумме 959 500 руб.
Названные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспорены таможенным органом.
Рассмотрев заявление общества от 30.08.2010 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в размере 959 500 руб. по спорным ППД, таможня письмом от 14.09.2010 N 07-21/7597 отказала в возврате сборов за таможенное оформление ввиду отсутствия факта излишней уплаты (том дела I; листы 82 - 83,89)
Не согласившись с этим отказом по правовым основаниям, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций полно установили фактические обстоятельства дела и согласились с доводами заявителя по праву.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов основаны на правильном системном толковании норм таможенного права, подлежащих применению в рассматриваемой ситуации.
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 863 определены ставки таможенных сборов.
Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Такое толкование распространяется на подлежащие применению в данном случае положения Таможенного кодекса Российской Федерации, с учетом времени возникновения спорных правоотношений.
В силу положений статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи (пункт 1).
Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (пункт 2).
Постановление Правительства РФ N 220 официально опубликовано в марте 2009 года, обратной силы не имеет (статья 4 ТК РФ).
Согласно этому нормативному правовому акту постановление Правительства РФ N 863 дополнено пунктом 7.1 следующего содержания: при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать определенные изменения таможенного законодательства и иерархию нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел (статья 13 АПК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ в первоначальной редакции (действовала до 01.10.2009) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ указанная норма изменена, дополнена словами "в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации".
В силу пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
В то же время постановление Правительства РФ N 863 принято в соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ и устанавливает только ставки таможенных сборов. Порядок уплаты таможенных сборов регламентирован непосредственно Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 357.7 ТК РФ).
Поскольку соответствующие изменения, устанавливающие порядок уплаты таможенных сборов, в Таможенный кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ и действуют с 01.10.2009, они не могут применяться к спорному периоду, на момент представления спорных деклараций.
Выводы судов отвечают пункту 2 статьи 357.7 ТК РФ, а равно требованиям статьи 13 АПК РФ.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
Доводы таможенного органа сводятся к ошибочной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по делу N А13-11500/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.