Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.01.2011 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А05-13452/2010,
установил
Индивидуальные предприниматели Оленев Сергей Александрович, Митюшников Анатолий Владимирович, Бачурихин Евгений Сергеевич обратились в Арбитражный суд Архангельской области со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление Росимущества), выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении заявителям в собственность земельного участка площадью 13 830 кв.м с кадастровым номером 29:23:010301:93, местоположение которого установлено относительно ориентира - стального арочного здания для хранения материалов, расположенного в границах земельного участка по адресу: Архангельская область, г. Коряжма, ул. Заломовка, д. 6, корп. 1;
- обязать Управление Росимущества принять решение о предоставлении в собственность заявителей указанного земельного участка, подготовить и направить предпринимателям проект договора купли-продажи названного участка.
Решением от 27.01.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.03.2011, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы указывает на следующее: вывод суда о том, что отсутствие поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) на продажу федерального имущества не является препятствием для реализации предпринимателями права на выкуп спорного земельного участка, противоречит пункту 4.8 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение); данным пунктом установлено, что продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, территориальный орган осуществляет по поручению Росимущества; поскольку Управление Росимущества такого поручения не получило, то оно было не вправе заключить договор купли-продажи спорного земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, заявителям на праве общей долевой собственности принадлежит стальное арочное здание для хранения материалов производственного назначения общей площадью 802,3 кв.м, инвентарный номер 4821, находящееся в г. Коряжма Архангельской области. Доли в праве собственности в отношении указанного здания разделены следующим образом: Оленеву С.А. принадлежит доля в размере 1/4, Матюшникову А.В. - в размере 1/2 и Бачурихину Е.С. - в размере 1/4 (свидетельства о государственной регистрации права от 02.10.2007 серии 29 АК N 215607, 215510, 215610).
Постановлением мэра города Коряжма от 16.02.2005 N 179 "О присвоении почтовых адресов" названному зданию присвоен почтовый адрес: г. Коряжма, ул. Заломовка, д. 6, корп. 1.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 13 830 кв.м с кадастровым номером 29:23:010301:93, относящемся к землям населенных пунктов. Местоположение названного земельного участка установлено относительно ориентира стального арочного здания для хранения материалов, расположенного в границах земельного участка по адресу: Архангельская область, г. Коряжма, ул. Заломовка, д. 6, корп. 1.
Спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка площадью 56 805 кв.м с кадастровым номером 29:23:10301:0077 с разрешенным видом использования "для эксплуатации производственной площадки подсобного хозяйства" и находящемся в собственности Российской Федерации. Следовательно, спорный участок, также является федеральной собственностью. Распоряжением Управления Росимущества от 28.05.2008 N 745-р утвержден проект границ вновь образованных земельных участков в связи с проведение кадастровых работ, в том числе утвержден проект границ и площадь спорного участка, сформированного для эксплуатации стального арочного здания.
В представленном в материалы дела кадастровом паспорте от 18.12.2008 N 23/08-2627 в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:23:010301:93 отсутствуют сведения об ограничении его оборотоспособности.
Предприниматели обратились в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив необходимые документы.
Управление Росимущества направило заявление предпринимателей в Росимущество.
Росимущество возвратило заявку предпринимателей, указав в письме от 27.07.2010 N ПП-10/21598 на необходимость дополнительно представить предложения о возможности использования незастроенной части указанного земельного участка под федеральные нужды, а также документы, подтверждающие основания раздела участка с кадастровым номером 29:23:010301:77, а также, подтверждающие зарегистрированное право собственности Российской Федерации на образованные в результате раздела земельные участки.
Управление Росимущества в письме от 03.09.2010 N 7699 сообщило индивидуальным предпринимателям о необходимости устранить недостатки, имеющиеся в представленных материалах по приватизации, указанные в письме Росимущества от 27.07.2010 N ПП-10/21598.
Предприниматели обратились с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что Управление Росимущества, не принимая решения в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении им земельного участка в общую долевую собственность, незаконно бездействует, чем нарушает их права и законные интересы.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления, признали оспариваемое бездействие Управления Росимущества незаконным и обязали его направить Оленеву С.А., Митюшникову А.В. и Бачурихину Е.С. проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и считает, что выводы судов соответствуют позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 09.02.2010 N 13258/09.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу, что Оленев С.А., Митюшников А.В. и Бачурихин Е.С., как собственники объекта недвижимости, имеющие исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке под названным объектом с разрешенным видом использования "для эксплуатации стального арочного здания для хранения материалов", выполнили требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представили в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Управление Росимущества в нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный названной нормой срок не приняло решения о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению индивидуальных предпринимателей и не направило в их адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Кассационная инстанция считает обоснованным выводы судов о нарушении указанным бездействием прав и законных интересов Оленева С.А., Митюшникова А.В. и Бачурихина Е.С., связанных с реализацией ими исключительного права на выкуп земельного участка, занятого объектом недвижимости.
Ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества суды обоснованно признали несостоятельной.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе) Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, Управление Росимущества наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка Управления Росимущества на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации Оленевым С.А., Митюшниковым А.В. и Бачурихиным Е.С., являющимися собственниками объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на выкуп данного участка.
Поскольку суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.01.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.0211 по делу N А05-13452/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.