Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Захаровой М.В.,
рассмотрев 14.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2010 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 (судьи Мельникова Н.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-7038/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Сегежский ЦБК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству лесного комплекса Республики Карелия о взыскании 1 724 161 руб. 66 коп. расходов по лесовосстановительным работам.
В судебном заседании ответчик заявил ходатайство об уточнении наименования ответчика в связи с переименованием Министерства лесного комплекса Республики Карелия в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство).
Решением от 15.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.02.2011, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, по условиям договора аренды лесного участка расходы могут быть возмещены только при наличии расчетно-технологических карт на 2008 год, утвержденных специально уполномоченным органом государственной власти федерального уровня; расчет ответчика является неправомерным, поскольку сделан на основании нормативно-технологических карт на 2008 год, разработанных органом лесного хозяйства на уровне субъекта федерации для определения ответственности за нарушение лесохозяйственных требований; Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, правопредшественник государственного учреждения Республики Карелия "Беломорское центральное лесничество", федеральное государственное учреждение "Сосновецкий лесхоз" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры от 01.01.2005 и 15.05.2006 аренды участков лесного фонда, расположенных на территории Сосновецкого лесхоза, с целью заготовки древесины по главному пользованию, проведению лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, сроком до 31.12.2053.
Пунктом 5.2.5 договора установлена обязанность арендодателя оплачивать затраты арендатора на воспроизводство лесов за счет бюджета Республики Карелия в соответствии с расчетно-технологическими картами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, на основании нормативов, разработанных Министерством природных ресурсов России; оплачивать затраты на воспроизводство лесов по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из бюджета Республики Карелия.
Лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов осуществляются в объемах и на условиях, которые установлены арендодателем, лесоустроительными документами и названными договорами; объем выполняемых лесохозяйственных, лесовосстановительных работ определяется в ежегодно заключаемых сторонами дополнительных соглашениях к договорам (пункт 6.2.6 договоров).
В целях приведения указанных договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры аренды лесного участка от 19.12.2008 N 59-з и 60-з.
В течение 2008 года Общество выполнило лесохозяйственные и лесовосстановительные работы, что подтверждается актами выполненных работ.
Общество направило Министерству претензионное письмо от 18.05.2010 N 73/2446, в котором потребовало возместить затраты, понесенные на лесовосстановление.
Так как требование не было выполнено, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными по праву и размеру.
Согласно статье 90 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные мероприятия на вырубках способами и за счет средств, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда.
Договоры аренды от 01.01.2005 и 15.05.2006 заключены в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Условия договоров, касающиеся осуществления и оплаты лесовосстановительных работ, соответствуют положениям данного Кодекса.
Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции, договоры аренды участков лесного фонда были заключены до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года и поэтому к правоотношениям сторон согласно статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" положения указанного Кодекса не применяются.
В пункте 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
Представленными доказательствами (в том числе счетами-фактуры, актами приемки выполненных работ за 2008 года, протоколами по выполнению условий договоров аренды) подтверждается, что Обществом выполнены лесохозяйственные и лесовосстановительные работы без замечаний к их качеству и объему.
Поскольку в договор аренды не вносились изменения в части оплаты работ по воспроизводству лесного фонда, арендатор имеет право на возмещение своих затрат на лесовосстановление.
Оплата затрат на воспроизводство лесов производится по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из соответствующего бюджета.
Письмом Министерства финансов Республики Карелия от 25.10.2010 подтверждено выделение в 2008 году Республике Карелия 483192,2 тыс. руб. на реализацию полномочий в области лесных отношений.
В отсутствие утвержденных Министерством природных ресурсов России нормативно-технологических карт на 2008 год Общество произвело расчет затрат на основании внутренних калькуляций по сложившимся фактическим затратам.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела.
Как правильно указал апелляционный суд, отсутствие расчетно-технологических карт на 2008 год, разработка которых зависела не от истца, а от специально уполномоченного органа государственной власти в области лесного хозяйства, не освобождает ответчика от обязанности возместить затраты, понесенные истцом при выполнении работ по лесовосстановлению в соответствии с договорами аренды участков лесного фонда.
Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательствами Российской Федерации и Республики Карелия, а также функции по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса Республики Карелия.
Министерство обладает полномочиями по распоряжению бюджетными средствами, выделенными на оплату лесовосстановительных работ, включая компенсацию затрат арендаторов на выполнение указанных работ в 2008 году по договорам, заключенным до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации.
При таком положении кассационная инстанция считает, что нормы материального и процессуального права применены судами правильно, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по делу N А26-7038/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.