Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Бурматовой Г.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Лысенковой Е.Н.,
при участии от Себежской таможни Гоцуляк Н.В. (доверенность от 03.05.2011 N 02-15/9146), Кобец В.А. (доверенность от 21.06.2011 N 02-15/12643),
рассмотрев 24.06.2011 в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области кассационную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 22.12.2010 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 (судьи Кудин А.Г., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А52-4080/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Импорт Партнер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Себежской таможни (далее - Таможня) по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10225050/060710/П002223.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22.12.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 65-69 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), статей 4 и 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение). По мнению подателя жалобы, выводы судебных инстанций о незаконности действий Таможни по корректировке таможенной стоимости товаров не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку заявитель документально не подтвердил заявленную при ввозе таможенную стоимость товаров.
В судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи представители Таможни поддержали доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество на основании контракта от 15.12.2009 N 9/09, заключенного с иностранной фирмой "Espri srl", ввезло на таможенную территорию таможенного союза товар N 3 ("мебель обитая для сидения с металлическим каркасом, многофункциональные стульчики для кормления, обитые, с регулировкой по высоте и углу наклона спинки кресла, оснащенные ремнями безопасности, столиком, регулируемой подножкой и фиксирующимися колесами"), в целях таможенного оформления которого подало в Таможню ГТД N 10225050/060710/П002223.
Таможенную стоимость товара декларант определил на основании статьи 4 Соглашения - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, уплатив соответствующие таможенные платежи. В подтверждение заявленной стоимости Общество представило в таможенный орган комплект документов: копию внешнеторгового контракта от 15.12.2009 N 9/09 с приложениями, спецификацию от 23.06.2010 N 2, инвойс от 28.06.2010 N 68, сертификаты соответствия, транспортные и иные документы.
В ходе таможенного оформления Таможня, установив значительное расхождение цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в базе данных таможенного органа, посчитала, что представленными документами не подтверждается таможенная стоимость товара. В связи с этим Таможня запросила у декларанта дополнительные документы, предложила Обществу скорректировать сведения о таможенной стоимости товара путем применения иного метода ее определения и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 76 018 руб. 05 коп. (запрос, уведомление и требование от 07.07.2010).
В связи с получением решения таможенного органа о необходимости корректировки заявленной в ГТД N 10225050/060710/П002223 таможенной стоимости декларант письмом от 28.07.2010 направил в Таможню часть запрошенных документов, уплатив при этом дополнительно начисленные таможенные платежи платежным поручением от 30.06.2010 N 199.
05.08.2010 таможенный орган принял решение о несогласии с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. 15.09.2010 Таможней принято окончательное решение о корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров на основании статьи 10 Соглашения, в качестве источника ценовой информации использовал сведения, содержащиеся в ГТД N 10226050/020710/0020031.
Полагая, что у Таможни отсутствовали законные основания на проведение корректировки таможенной стоимости товара, Общество оспорило действия таможенного органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, сделав вывод, что Таможня не обосновала невозможность применения заявителем избранного им метода определения таможенной стоимости, в то время как представленными декларантом документами подтверждается правомерность применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 статьи 65 ТК ТС).
В силу пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 ТК ТС, если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 названной статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении, согласно пункту 3 статьи 1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
При этом в силу пункта 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения.
Применительно к названным нормативным положениям правомерны выводы судебных инстанций о том, что таможенная стоимость товаров не может быть определена на основании статьи 4 Соглашения в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
При этом таможенный орган, осуществляя контроль таможенной стоимости, обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие какого-либо запрета влияют на метод определение таможенной стоимости и размер таможенных платежей.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен приказом Федеральной Таможенной Службы от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", в приложении N 1 к которому определен перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что при подаче ГТД N 10225050/060710/П002223 заявитель представил все необходимые документы в подтверждение применения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки, в то время как Таможня не установила расхождений в представленных декларантом документах.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с разделом "Предмет контракта" контракта от 15.12.2009 компания "Espri srl" (продавец) и Общество (покупатель) договорились о поставке товара, указанного в приложении N 1 к контракту, на сумму 3 000 000 евро, указав при этом, что товар поставляется частями - отдельными партиями, ассортимент, количество и цена каждой партии товара согласовываются в спецификации на каждую поставку. Спецификации являются неотъемлемой частью контракта. В приложении от 15.12.2009 N 1 к контракту определен ассортимент товара, в спецификациях на поставку - наименование товара, модели, его стоимость в долларах за единицу товара и количество. Спецификации подписаны продавцом и покупателем. Стоимость товара, указанная в инвойсе соответствует стоимости, согласованной сторонами в спецификациях к контракту.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций сделали правомерный вывод о том, что таможенный орган не обосновал невозможность использования представленных Обществом документов при определении таможенной стоимости товара, поскольку не доказал недостоверность сведений о стоимости товаров, заявленных декларантом, и обоснованность применения иного метода определения таможенной стоимости. Кроме того, применив для расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей в качестве источника ценовой информации сведения, содержащиеся в других декларациях, Таможня не установила, на каком коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) проданы сопоставимые товары, условия формирования цены и иные значимые факторы.
В соответствии со статьей 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили отсутствие оснований, препятствующих применению декларантом метода определения таможенной стоимости по цене сделки.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 22.12.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А52-4080/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Себежской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.