Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Васильевой Е.С., Морозовой Н.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Концерн "Снабресурс" Лысенкова А.Е. (доверенность от 01.03.2011 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу Каплина М.Н. (доверенность от 19.10.2010 N 05-19/33159), Шехмаметьева Т.К. (доверенность от 03.08.2010 N 05-08-01/25715),
рассмотрев 29.06.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 по делу N А56-50836/2010 (судьи Б уды лева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),
установил
Открытое акционерное общество "Концерн "Снабресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 21.06.2010 N 19-12/21480 в части доначисления 2 151 383 руб. 91 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и начисления 980 053 руб. 98 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2010 (судья Саргин А.Н.) Обществу в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 18.03.2011 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признав недействительным решение Инспекции от 21.06.2010 N 19-12/21480 в части доначисления Обществу 1 982 750 руб. 91 коп. НДС и начисления 980 053 руб. 98 коп. пеней. В остальной части заявителю в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 18.03.2011 в части удовлетворенных требований Общества и оставить в силе решение суда первой инстанции от 15.12.2010.
Податель кассационной жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о том, что налоговый орган должен был самостоятельно учесть для целей налогообложения незадекларированные Обществом налоговые вычеты по НДС.
По мнению Инспекции, применение налоговых вычетов является правом налогоплательщика, носит заявительный характер, наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменят их декларирования.
В отзыве Общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты Обществом налогов и сборов, в том числе НДС, за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество занизило на 11 015 286 руб. 27 коп. налоговую базу по НДС за июнь, июль, сентябрь 2007 года и документально не подтвердило 168 633 руб. налоговых вычетов, заявленных за январь, февраль, апрель, май, август и ноябрь 2006 года.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 14.05.2010 N 19/6 и принято решение от 21.06.2010 N 19-12/21480 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю доначислено 2 151 383 руб. 91 коп. НДС и начислено 980 053 руб. 98 коп. пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 18.08.2010 N 16-13/27453, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества, решение Инспекции оставлено без изменения.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на применение налоговых вычетов реализуется налогоплательщиком посредством декларирования, поэтому у налогового органа отсутствовали основания для самостоятельного выявления и применения налоговых вычетов, не отраженных Обществом в налоговых декларациях за соответствующие налоговые периоды.
Апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции ошибочными, полагая, что при проведении выездной проверки налоговый орган должен был установить действительную налоговую обязанность Общества с учетом имеющихся у заявителя первичных документов, а также данных уточненных налоговых деклараций, представленных им за спорные налоговые периоды.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы Инспекции, полагает, что постановление апелляционного суда в части признания недействительным решения Инспекции о доначислении Обществу 1 982 750 руб. 91 коп. НДС и начислении 980 053 руб. 98 коп. пеней подлежит отмене с оставлением в силе в этой части решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки Инспекция установила занижение Обществом выручки от реализации товаров (работ, услуг) за июнь, июль, сентябрь 2006 года, что послужило основанием для доначисления 1 982 750 руб. 91 коп. НДС.
Налогоплательщик не оспаривает занижение налоговой базы по НДС, однако считает, что определяя по результатам налоговой проверки сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, Инспекция должна была выявить и учесть налоговые вычеты, которые не были заявлены (задекларированы) Обществом в налоговых декларациях за соответствующие налоговые периоды.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
На основании пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 НК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 173 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении условий, установленных в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.04.2011 N 23/11, само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения НДС, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
Вывод апелляционного суда об обязанности Инспекции по результатам выездной налоговой проверки самостоятельно уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты, которые не были отражены Обществом в налоговых декларациях за соответствующие налоговые периоды, противоречит приведенным нормам налогового законодательства и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении от 26.04.2011 N 23/11.
Суд первой инстанции правомерно отклонил и доводы налогоплательщика о том, что при вынесении оспариваемого решения Инспекция обязана была учесть поданные Обществом 10.06.2010 (после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения) уточненные налоговые декларации по НДС за соответствующие налоговые периоды.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода.
Однако, этому праву налогоплательщика корреспондирует предусмотренная пунктом 2 статьи 88 НК РФ обязанность налогового органа провести проверку представленных деклараций.
Следовательно, выводы о наличии либо об отсутствии у Общества права на применение налоговых вычетов по НДС, заявленных им в уточненных налоговых декларациях, Инспекция могла сделать только по результатам камеральных проверок этих деклараций.
Как правильно указал суд первой инстанции, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогового органа проводить дополнительные мероприятия налогового контроля в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная коллегия считает, что апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции в оспариваемой части и удовлетворив требования заявителя, неправильно применил нормы материального права, в связи с чем постановление от 18.03.2011 в части признания недействительным решения Инспекции от 21.06.2010 N 19-12/21480 о доначислении Обществу 1 982 750 руб. 91 коп. НДС и 980 053 руб. 98 коп. пеней подлежит отмене, с оставлением в силе в этой части решения от 15.12.2010.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 по делу N А56-50836/2010 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Санкт-Петербургу от 21.06.2010 N 19-12/21480 о доначислении открытому акционерному обществу "Концерн "Снабресурс" 1 982 750 руб. 91 коп. налога на добавленную стоимость и 980 053 руб. 98 коп. пеней.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2010.
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 по делу N А56-50836/2010 оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.