Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от Оренбургской таможни Волковой Е.А. (доверенность от 12.01.2011 N 008), Линенко М.А. (доверенность от 22.06.2011 N 089),
рассмотрев 05.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Оренбургской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2010 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-8828/2010,
установил
Оренбургская таможня (далее - Таможня, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее - судебный пристав-исполнитель) об отказе в возбуждении исполнительного производства от 15.06.2010.
К участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газойль и Нафта" (далее - ООО "Газойль и Нафта", должник).
Решением от 26.10.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решением от 26.10.2010 и постановлением от 04.03.2011, заявление удовлетворить. Податель жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций о пропуске установленного статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) срока предъявления исполнительных документов к исполнению.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы кассационной жалобы, дополнительно пояснив, что к спорным правоотношениям применяется трехлетний срок предъявления исполнительного документа к исполнению, установленный частью 4 статьи 21 Закона N 229-ФЗ и он Таможней не пропущен.
Судебный пристав-исполнитель, ООО "Газойль и Нафта" уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, несвоевременная уплата вывозных таможенных пошлин при экспорте товара, оформленного по таможенной декларации N 10409070/300305/0000795, послужила основанием для начисления в отношении ООО "Газойль и Нафта" 64 374 руб. 23 коп. пеней.
В связи с неуплатой пеней Таможня направила в адрес ООО "Газойль и Нафта" требование от 23.11.2005 N 63, в соответствии с которым должнику надлежало не позднее 12.12.2005 уплатить имеющуюся задолженность.
Должник данное требование не исполнил, в связи с чем Таможня предъявила в филиал акционерного коммерческого Сбербанка Российской Федерации - Самарское отделение N 28 инкассовое поручение от 19.12.2005 N 21 о бесспорном взыскании пеней. Банк известил заявителя об отсутствии возможности исполнить инкассовое поручение по причине закрытия 08.12.2005 счета должника.
Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия Оренбургской таможней решения от 21.03.2006 N 1 о взыскании задолженности по уплате пеней за счет имущества ООО "Газойль и Нафта", на основании которого вынесено постановление от 21.03.2006 N 10409-1/06, направленное для исполнения в межрайонный отдел Федеральной службы судебных приставов по Самарской области.
Исполнительное производство N 3101/04/2006, возбужденное 20.04.2006 межрайонным отделом Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, окончено 25.04.2006 в связи с направлением исполнительного документа по месту нахождения должника (г. Петрозаводск, ул. Сортавальская, д. 14).
Исполнительный документ направлен в межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам по городу Петрозаводску и Прионежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия.
В связи с невозможностью взыскания (не установлены адрес должника, место нахождения имущества должника) исполнительное производство N Г6188/833/85/2007, возбужденное 21.05.2007 на основании постановления Таможни от 21.03.2006 N 10409-1/06, окончено судебным приставом-исполнителем 09.06.2007 в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 действующего в тот момент Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Исполнительный документ возвращен взыскателю.
В 2010 году Таможня повторно направила постановление от 21.03.2006 N 10409-1/06 в межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия для принудительного взыскания задолженности по пеням.
Установив, что истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению, судебный пристав-исполнитель, в соответствии со статьей 31 Закона N 229-ФЗ, вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 15.06.2010. Как видно из указанного постановления при определении срока предъявления исполнительного документа к исполнению судебный пристав-исполнитель сослался на часть 7 статьи 21 Закона N 229-ФЗ.
Таможня, посчитав постановление судебного пристава-исполнителя от 15.06.2010 незаконным, оспорила его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству и правомерности отказа в возбуждении исполнительного производства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) постановления и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми судебному приставу-исполнителю являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Частью 6 статьи 21 Закона N 229-ФЗ предусмотрен шестимесячный срок для предъявления таких документов к исполнению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если, в частности, истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона N 229-ФЗ срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. Пунктами 2 и 3 этой же статьи установлено, что после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
В силу части 2 статьи 23 Закона N 229-ФЗ пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительных листов и судебных приказов, восстановлению не подлежат.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Таможня предъявила исполнительный документ к исполнению с пропуском шестимесячного срока, установленного частью 6 статьи 21 Закона N 229-ФЗ. При этом суды обоснованно исходили из того, что постановление судебного пристава-исполнителя от 09.06.2007 об окончании исполнительного производства N Г6188/833/85/2007 было получено Таможней 27.06.2007. Следовательно, шестимесячный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению истек 27.12.2007. Таможня обратилась с заявлением о возбуждении исполнительного производства по постановлению от 21.03.2006 N 10409-1/06 в 2010 году.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции правомерно указал, что неверная ссылка в мотивировочной части оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя на пункт 7 части 1 статьи 21 Закона N 229-ФЗ, не привела к принятию судебным приставом-исполнителем неправильного решения, так как Таможней был пропущен срок предъявления к исполнению исполнительного документа, установленный Законом N 229-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует Закону N 229-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявления Таможни.
Кассационная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что к спорным отношениям применяется срок предъявления исполнительного документа к исполнению, установленный частью 4 статьи 21 Закона N 229-ФЗ как основный на неправильном толковании данной нормы права.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 по делу N А26-8828/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.