Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 13.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.02.2011 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А05-12666/2010,
установил
Индивидуальный предприниматель Рослякова Юлия Вячеславовна (ОГРНИП 306290110000129) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) от 20.08.2010 N 8/6-23078 "О непринятии к возмещению за счет средств обязательного социального страхования расходов страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства" и об обязании отделения Фонда устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о выплате ему пособия в размере 136 186 руб. 33 коп.
Решением суда первой инстанции от 01.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.04.2011, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе отделение Фонда, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, при исчислении пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности статья 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции, действовавшей до 01.01.2010, не подлежит применению, поскольку страховой случай наступил 23.06.2010.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.04.2006 Титова Ю.В. (после заключения брака Рослякова Ю.В.) зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, соответствующие изменения внесены 10.08.2010.
На основании заявления предпринимателя о регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отделение Фонда 20.03.2009 зарегистрировало предпринимателя, о чем выдано соответствующее уведомление.
В связи с наступлением страхового случая предприниматель обратился к отделению Фонда с заявлением о выплате пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в сумме 159 673 руб. 10 коп.
Отделением Фонда проведена камеральная проверка данного заявления и представленных в его обоснование документов, о чем составлен акт от 22.07.2010 и принято решение от 20.08.2010 N 8/6-23078 "О непринятии к возмещению за счет средств обязательного социального страхования расходов страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства", которым заявителю отказано в выделении средств на выплату пособия по беременности и родам в размере 139 404 руб. 93 коп., выделены средства на осуществление расходов на выплату пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в размере 20 268 руб. 17 коп., а также принято решение о перечислении на расчетный счет предпринимателя излишне уплаченных страховых взносов по добровольному страхованию за 2010 год в сумме 10 043 руб.
Основаниями для принятия указанного решения явилось то, что, по мнению отделения Фонда, пособие по беременности и родам должно быть исчислено исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Рослякова Ю.В. не согласилась с решением отделения Фонда от 20.08.2010 N 8/6-23078 и обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) предусмотрено, что выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно статье 2 и части 3 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ), действовавшего до 01.01.2010, индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию и Фонд социального страхования Российской Федерации производит выплату пособий при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев.
Суды установили, что уплата предпринимателем добровольных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в течение более шести месяцев отделением Фонда не оспаривается.
Как установлено пунктом 16 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ), правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие по 31 декабря 2009 года (включительно) в соответствии с Законом N 190-ФЗ, не прекращаются и регулируются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии с частью 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение десяти календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Согласно пункту 15 статьи 37 Закона N 213-ФЗ, Закон N 255-ФЗ применяется при назначении, исчислении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Закона N 213-ФЗ. При этом по страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу указанного закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ) за период после дня вступления в силу Закона N 213-ФЗ, если размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ), превышает размер пособия, полагающийся по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 213-ФЗ).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что страховой случай произошел 23.06.2010, что подтверждается листком нетрудоспособности, то есть после дня вступления в силу Закона N 255-ФЗ в редакции Закона N 213-ФЗ.
Вместе с тем предприниматель зарегистрирована отделением Фонда в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию, 20.03.2009. С указанной даты последняя уплачивала страховые взносы в размере 3,5 процента доходов, определяемых исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для соответствующих категорий плательщиков, установленного главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2009 году.
Суды также установили, из материалов дела следует и отделением Фонда не оспаривается, что в 2010 году Рослякова Ю.В. продолжала уплачивать страховые взносы в прежнем размере, исходя из своего дохода, уплатив таким образом в период с января по июнь 2010 года взносов в общей сумме 11 550 руб. Излишне уплаченные в 2010 году страховые взносы в сумме 10 043 руб. предпринимателю были возвращены.
Следовательно, в период с марта 2009 года по июнь 2010 года Рослякова Ю.В. перечислила в Фонд страховых взносов в общей сумме 20 757 руб., тогда как пособие по беременности и родам исчислено отделением Фонда в размере 19 773 руб. 67 коп., и как верно отметили суды, сумма страховой выплаты оказалась менее суммы уплаченных Предпринимателем страховых взносов.
Учитывая данные обстоятельства, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что в данном случае обязательное социальное страхование, как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом, не выполнило свою функцию страхования предпринимателя от изменения ее материального и социального положения, и не приняло создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения предпринимателя вследствие беременности и родов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Согласно части 3 этой же статьи средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Суды обеих инстанций, установив, что страховой случай произошел 23.06.2010, обоснованно указали, что предпринимателем правомерно рассчитан период 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая - с 01.06.2009 по 31.05.2010.
При расчете последних 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, на 2009 год приходится период с июня по декабрь 2009 года включительно - 7 месяцев, при этом остальные 5 месяцев приходятся на 2010 год - с января по май 2010 года.
В период с марта по декабрь 2009 года Рослякова Ю.В. каждый месяц уплачивала страховые взносы в сумме 5 775 руб. за квартал с суммы 55 000 руб. ежемесячных доходов и правомерно включила в расчет пособия по беременности и родам доходы за период с 01.06.2009 по 31.12.2009 в сумме 385 000 руб.
Согласно части 2.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей на дату наступления страхового случая (23.06.2010), индивидуальным предпринимателям, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Минимальный размер оплаты труда на день наступления страхового случая равен 4 330 руб.
Суды пришли к правильному выводу, что поскольку данная норма вступила в силу с 01.01.2010, ее действие не распространяется на 2009 год, так как страховые взносы за 2009 год Росляковой Ю.В. уплачены в размере, установленном Законом N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, исходя из ежемесячных доходов в размере 55 000 руб.
С учетом изложенного суды обеих инстанций верно указали, что ежемесячный заработок (доход) Росляковой Ю.В. с июня по декабрь 2009 года составил 55 000 руб. в месяц, а ежемесячный заработок с января по май 2010 года с учетом части 2.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2010) следует принимать для расчета в сумме 4 330 руб.
Таким образом, общая сумма заработка (дохода) предпринимателя Росляковой Ю.В. за последние 12 месяцев, предшествующие наступлению страхового случая, составила 406 650 руб., средний дневной заработок (доход) - 1 114 руб. Количество дней отпуска по беременности и родам составило по листку нетрудоспособности 140 дней, в связи с чем размер пособия по беременности и родам Росляковой Ю.В. составляет 155 960 руб.
Следовательно, решение отделения Фонда от 20.08.2010 N 8/6-23078 в части отказа в выделении предпринимателю средств на выплату пособия по беременности и родам в размере 136 186 руб. 33 коп. является неправомерным.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств по делу, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.02.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 по делу N А05-12666/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.