г. Вологда
04 апреля 2011 г. |
Дело N А05-12666/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 февраля 2011 года по делу N А05-12666/2010 (судья Пигурнова Н.И.),
установил
предприниматель Рослякова Юлия Вячеславовна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд, ФСС) о признании незаконным решения от 20.08.2010 N 8/6-23078 "О непринятии к возмещению за счет средств обязательного социального страхования расходов страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства" и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о выплате ему пособия в размере 136 186 руб. 33 коп. (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ))
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 февраля 2011 года требования удовлетворены.
Учреждение в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в рассматриваемом случае при исчислении пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции, действовавшей до 01.01.2010 (в частности, статья 14) применению не подлежит.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 10.04.2006 Титова Ю.В. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРП) за основным государственным регистрационным номером 306290110000129.
После заключения брака 16.06.2010 Титовой Ю.В. присвоена фамилия Рослякова, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии 1-ИГ N 602971. Соответствующие изменения 10.08.2010 внесены в ЕГРП.
На основании заявления Предпринимателя о регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Учреждением 02.03.2009 произведена ее регистрация, о чем выдано соответствующее уведомление.
В связи с наступлением страхового случая предприниматель Титова Ю.В. 21.07.2010 обратилась к ответчику с заявлением о выплате пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в сумме 159 673 руб. 10 коп.
В период с 21 по 22 июля 2010 года ФСС проведена камеральная проверка указанного заявления и представленных в его обоснование документов.
В ходе проверки Фондом установлено, что пособие по беременности и родам должно быть исчислено исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившей в силу с 01.01.2010, на день наступления страхового случая, и составляет 19 773 руб. 67 коп.
Результаты камеральной проверки отражены в акте от 22.07.2010.
Решением от 20.08.2010 N 8/6-23078, вынесенным по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки "О непринятии к возмещению за счет средств обязательного социального страхования расходов страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства" Титовой Ю.В. отказано в выделении средств на выплату пособия по беременности и родам в размере 139 404 руб. 93 коп.; выделены средства на осуществление расходов на выплату пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в размере 20 268 руб. 17 коп.; принято решение о перечислении на расчетный счет Титовой Ю.В. излишне уплаченных страховых взносов по добровольному страхованию за 2010 год в сумме 10 043 руб.
Не согласившись с решением Учреждения, предприниматель Рослякова Ю.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.
Статьей 2, частью 3 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ), действовавшего до 01.01.2010, предусмотрено, что индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию и Фонд социального страхования Российской Федерации производит выплату пособий при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев.
В рассматриваемой ситуации факт уплаты Предпринимателем добровольных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в течение более 6 месяцев ФСС не оспаривается.
Из пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) следует, что правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие по 31 декабря 2009 года (включительно) в соответствии с вышеназванным Законом N 190-ФЗ, не прекращаются и регулируются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Закона).
В части 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
В пункте 15 статьи 37 Закона N 213-ФЗ определено, что Закон N 255-ФЗ (в редакции настоящего Закона) применяется при назначении, исчислении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу настоящего Закона. При этом по страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу настоящего Закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции настоящего Закона) за период после дня вступления в силу настоящего Закона, если размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом N 255-ФЗ (в редакции настоящего Закона), превышает размер пособия, полагающийся по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона).
Закон N 255-ФЗ в редакции Закона N 213-ФЗ, устанавливающей новый порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, вступил в силу с 01 января 2010 года.
Как следует из материалов дела, страховой случай произошел 23 июня 2010 года, что подтверждается листком нетрудоспособности от 23.06.2010, то есть, после дня вступления в силу Закона N 255-ФЗ в редакции Закона N 213-ФЗ.
Предприниматель при подаче в Фонд заявления о выплате пособия по беременности и родам исчислила пособие на основании статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, в размере 155 960 руб. (размер пособия указан с учетом расчета, произведенного в заявлении в суд). Оспариваемым решением ФСС начислило заявителю пособие на основании Закона N 255-ФЗ в новой редакции, в размере 19 77 руб. 67 коп., то есть, в значительно меньшем размере (на 136 186 руб. 33 коп.), чем размер, исчисленный по этому закону в редакции, действовавшей до 01 января 2010 года.
Предприниматель Рослякова Ю.В. добровольно вступила в отношения с Фондом по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, по беременности и родам, 20 марта 2009 года и уплачивала страховые взносы в размере 3,5 процента доходов, определяемых исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для соответствующих категорий плательщиков, установленного главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в 2009 году.
Следовательно, договор добровольного страхования заключен в период действия Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, в соответствии с которым Предприниматель предполагала получать соответствующее пособие в размере, исчисляемом по этому закону до 01 января 2010 года, гарантировавшему получение пособия по беременности и родам в размере, исчисляемом от дохода заявителя.
В 2010 году Предприниматель продолжала уплачивать страховые взносы в Фонд в прежнем размере, исходя из своего дохода, уплатив в период с января по июнь 2010 года в общей сумме 11 550 руб. Излишне уплаченные в 2010 году страховые взносы в сумме 10 043 руб. заявителю возвращены.
Таким образом, в период с марта 2009 года по июнь 2010 года предприниматель Рослякова Ю.В. перечислила в ФСС в общей сумме 20 757 руб. страховых взносов, тогда как пособие по беременности и родам исчислено Учреждением в размере 19 773 руб. 67 коп., то есть сумма страховой выплаты оказалась менее суммы уплаченных Предпринимателем страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае обязательное социальное страхование, как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом, не выполнило свою функцию страхования Предпринимателя от изменения ее материального и социального положения, и не приняло создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения предпринимателя вследствие беременности и родов.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции от 09.02.2009) пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая; при этом, в отношении лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному страхованию, пунктом 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в заработок включаются доходы, с которых уплачены страховые взносы.
В рассматриваемой ситуации страховой случай произошел 23 июня 2010 года, следовательно, Предпринимателем обоснованно рассчитан период: 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая - с 1 июня 2009 года по 31 мая 2010 года.
Заявителем страховые взносы с марта по декабрь 2009 года ежемесячно уплачивались с 55 000 руб. ежемесячных доходов (в сумме 5775 руб. за квартал). С учетом изложенного им правомерно включены в расчет пособия по беременности и родам доходы за период с 01 июня 2009 года по 31 декабря 2009 года в сумме 385 000 руб., на основании нормы, действовавшей в 2009 году.
При расчете последних 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, на 2010 год приходится период с января по май 2010 года включительно (5 месяцев), тогда как остальные 7 месяцев приходятся на 2009 год: период с июня по декабрь 2009 года.
Частью 2.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, в редакции, действовавшей по состоянию на 23.06.2010 (на дату наступления страхового случая), установлено, что индивидуальным предпринимателям средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, в данном случае - 4330 руб.
Названная норма закона вступила в силу с 01.01.2010. Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что действие данной нормы не распространяется на 2009 год, поскольку страховые взносы за 2009 год предпринимателем Росляковой Ю.В. фактически уплачены в Фонд в 2009 году в размере, установленном Законом N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, в общей сумме 19 250 руб. исходя из дохода, а не в размере, установленном новой редакцией Закона N 255-ФЗ - исходя из стоимости страхового года, что подтверждается соответствующими платежными поручениями, поэтому для целей расчета среднего заработка (дохода), полученного Предпринимателем в 2009 году, следует применять норму закона, действовавшую в 2009 году.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что ежемесячный заработок заявителя с января по май 2010 года в силу части 2.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ) следует принимать для расчета в сумме 4330 рублей, а ежемесячный заработок (доход) заявителя с июня по декабрь 2009 года составил 55 000 руб. в месяц.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 этой статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Общая сумма заработка (дохода) заявителя за последние 12 месяцев, предшествующие наступлению страхового случая, составила 406 650 руб., средний дневной заработок (доход) - 1114 руб. Количество дней отпуска по беременности и родам составило по листку нетрудоспособности 140 дней, в связи с чем размер пособия по беременности и родам Предпринимателя составляет 155 960 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое решение в части отказа в выделении Предпринимателю средств на выплату пособия по беременности и родам в размере 136 186 руб. 33 коп.
Дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 февраля 2011 года по делу N А05-12666/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12666/2010
Истец: ИП Рослякова Юлия Вячеславовна, Предприниматель Рослякова Юлия Вячеславовна
Ответчик: ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации