Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
рассмотрев 12.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2010 (судья Кузнецова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 (судьи Старовойтова О.Р., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.) по делу N А42-3706/2010,
установил
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, место нахождения: г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН 1055100224519 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области место нахождения: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 89 (далее - Минфин МО), о взыскании 255 453 руб. 24 коп. расходов, понесенных в результате предоставления мер социальной поддержки населению, за июль - декабрь 2007 года.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Комитет уточнил заявленные требования и просил взыскать с Мурманской области 86 076 руб. 42 коп. за период с июля по декабрь 2007 года. Суд принял иск к рассмотрению с учетом его уточнения.
Решением от 29.12.2010 с Мурманской области в лице Минфина МО в пользу Комитета взыскано 86 076 руб. 42 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2011 решение от 29.12.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин МО просит отменить решение и постановление.
Податель жалобы считает, что Комитет не представил доказательств, подтверждающих наличие убытков. Минфин МО указывает на отсутствие доказательств предоставления льгот в заявленном размере, а также доказательств возмещения истцом ресурсоснабжающим организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Минфин МО считает недоказанным факт реального ущерба или наличия у истца задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Суды также не учли, что акты сверки подписаны на сумму, отличную от взыскиваемой в рамках настоящего дела. Кроме того, Минфин МО полагает, что надлежащим ответчиком является Министерство труда и социального развития Мурманской области.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет и Управление социальной защиты населения Комитета по труду и социальному развитию Мурманской области (далее - Управление) заключили государственный контракт от 16.03.2007 N 15р.
Предметом контракта является порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в приложении N 1 к договору, в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", Законом Мурманской области от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг", постановлением правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП "О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области".
Комитет обязался не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять Управлению список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки (пункт 2.1.1).
Согласно пункту 2.2.1 Управление обязалось при поступлении документов, указанных в пункте 2.1.1 контракта, в течение 5 рабочих дней проводить автоматизированную сверку и составлять акт, подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, и подлежащую возмещению сумму расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
На основании результатов сверки Комитет выставляет Управлению счета для возмещения расходов.
В рамках указанного контракта возмещались расходы, возникавшие у Комитета как у исполнителя жилищно-коммунальных услуг в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению города Мурманска.
Согласно договору поручения от 01.06.2005, заключенному Комитетом и муниципальным унитарным предприятием "МРИВЦ", последнее формирует единый платежный документ, производит начисление льгот населению.
В соответствии с определением суда от 12.08.2010 МУП "МРИВЦ", Комитет и Управление провели трехстороннюю сверку списков граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период. В результате проведенной сверки Управление подтвердило право граждан на меры социальной поддержки за период с июля по декабрь 2007 года на общую сумму 86 079 руб. 98 коп.
Комитет, ссылаясь на то, что предоставление льгот, предусмотренных законами Мурманской области, повлекло возникновение у него убытков, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск за счет средств казны Мурманской области в лице Минфина МО.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с Законами Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО, от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО отдельным категориям граждан (ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, многодетным семьям) предоставлены льготы при оплате жилья и коммунальных услуг.
Постановлением правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП "О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области" утверждены Правила расходования средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что финансирование расходов на предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
В силу пункта 6 Правил возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых территориальными органами социальной защиты населения комитета по труду и социальному развитию Мурманской области с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства, управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчеты с исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся территориальными органами соцзащиты на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки. Учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, по месту жительства (пребывания) ведут территориальные органы соцзащиты (пункты 7, 8 Правил).
Как следует из материалов дела, установлено судами и не оспаривается сторонами, между Комитетом и ресурсоснабжающими организациями (приложение 4 к контракту от 16.03.2007 N 15р) действовали договоры предоставления коммунальных услуг населению.
Суды в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценили представленные доказательства и установили, что размер убытков, заявленных ко взысканию, подтверждается ведомостями распределения начисленных льгот по поставщикам услуг, счетами-фактурами, выставленными ресурсоснабжающими предприятиями за предоставленные услуги, актами сверок с Учреждением, платежными поручениями.
При таких обстоятельствах суды на основании статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворили исковые требования о взыскании убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки населению.
При этом суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что отсутствуют доказательства возмещения истцом ресурсоснабжающим организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, и наличие задолженности перед указанными организациями, поскольку данный довод противоречит представленным в материалы дела доказательствам. В материалах дела имеются договоры, заключенные с ресурсоснабжающими организациями, и документы на оплату услуг, оказанных в рамках данных договоров.
Суд кассационной инстанции также отклоняет утверждение подателя жалобы о том, что Минфин МО не является надлежащим ответчиком, поскольку, как правомерно указали суды, это противоречит положениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, согласно статье 286 АПК РФ и пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.1999 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" арбитражный суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в конкретном деле применительно к его фактическим обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Переоценка доказательств, проверенных и оцененных судами обеих инстанций, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по делу N А42-3706/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.