Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтийские магистральные нефтепроводы" Михайленковой Н.В. (доверенность от 16.06.2011), Вахрушевой О.В. (доверенность от 07.10.2010), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Нечаевой К.И. (доверенность от 29.09.2010), Скворцовой М.В. (доверенность от 09.11.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-51600/2010 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийские магистральные нефтепроводы", ОГРН 1024700871711, место нахождения: Ленинградская область, Выборгский района, г. Приморск (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Управление Росимущества), выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 110 000 кв.м с кадастровым номером 47:07:04-78-001:0109, находящегося по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Осинорощинское лесничество, квартал N 95, между дер. Лупполово и дер. Вартемяги, 485 м к югу от Приозерского шоссе;
- обязать Управление Росимущества принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка в собственность, подготовить и направить ему проект договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), которое в соответствии с письмом от 02.11.2010 N ЕГ-03/32398 (т. 1, л.д. 146-149) поручило представлять свои интересы по настоящему делу Управлению Росимущества.
Определением от 26.10.2010 суд первой инстанции изменил процессуальный статус Росимущества на заинтересованное лицо.
Суд первой инстанции решением от 14.12.2010 (судья Изотова С.В.) в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 29.03.2011 отменил решение от 14.12.2010, признал незаконным бездействие Управления Росимущества, выраженное в непредставлении заявителю на праве собственности испрашиваемого земельного участка, обязал Управление Росимущества подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи названного земельного участка.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит постановление от 29.03.2011 отменить и оставить в силе решение от 14.12.2010.
Податель жалобы указывает следующее: суд апелляционной инстанции пришел к неправильному выводу о наличии оснований для признания бездействия Управления Росимущества незаконным; договор аренды спорного земельного участка, представленный Обществом вместе с заявлением о выкупе, не содержит сведений о расположенных на нем объектах недвижимости; суд первой инстанции правильно установил, что Общество не представило документов, обосновывающих по правилам пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации необходимость предоставления для эксплуатации объектов недвижимости общей площадью 25 026,6 кв.м земельного участка площадью 110 000 кв.м; представленные на рассмотрение документы содержат противоречивые сведения в части адреса земельного участка; в свидетельствах о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости отсутствует указание на кадастровый номер земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая принятое по делу постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Управления Росимущества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления Росимущества поддержали доводы жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжений Управления Росимущества от 03.10.2005 N 154 и от 26.10.2005 N 181 последнее по договору от 14.11.2005 N 78-Н/1594.05 предоставило Обществу в аренду земельный участок площадью 11 га (110 000 кв.м) с кадастровым номером 47:07:04-78-001:0109, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Осинорощинское лесничество, квартал N 95, между дер. Лупполово и дер. Вартемяги, 485 м к югу от Приозерского шоссе, под строительство и эксплуатацию нефтеперекачивающей станции на срок до 25.10.2054.
В кадастровом паспорте земельного участка от 10.03.2009 N 35/09-1-2389 указано, что спорный участок является федеральной собственностью и имеет вид разрешенного использования "под строительство и эксплуатацию нефтеперекачивающей станции". Право федеральной собственности на спорный участок подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 22.01.2009.
В соответствии с актом от 19.04.2006 N 914 приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта - нефтеперекачивающей станции "Сестрорецкая" - на указанном земельном участке возведено 56 объектов, в том числе и некапитального строительства.
Право собственности Общества зарегистрировано на следующие 19 объектов недвижимости: здание блока системы сглаживания волн давления; здание дизельной электростанции; здание закрытой стоянки техники с ремонтным боксом; здание котельной; здание магистральной насосной, здание насосной станции 1-го подъема Лит. Л1; здание насосной станции 1-го подъема Лит. Л; здание насосной станции 2-го подъема с установкой водоочистки; здание операторной, ЗРУ-6 кв, КТП; здание насосной станции пожаротушения с ЩСУ; здание служебно-бытового корпуса с караульным помещением и узлом связи; склад кислородных и пропановых баллонов; здание биологической очистки; заглубленный склад; трансформаторная подстанция ТМ-1000; подъездная автодорога; вынос ВЛ-10 кВ из зоны строящихся узлов пропуска СОД; узел пропуска СОД Ду 720 мм; узел пропуска СОД Ду 1020 мм, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Лупполово, нефтеперекачивающая станция "Сестрорецкая" (свидетельства о государственной регистрации права от 22.06.2006 серии 78-АА N 905136, 905175, 905177, 905178, 905179, 905182, 905181, 905156, 905158, 905157, 905159, 905184, 905185, 905192, 905141, 905151, 905191, 905144, 905143).
Общество 02.06.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении ему в собственность по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, расположенного по указанному адресу и занятого нефтеперекачивающей станцией "Сестрорецкая". К заявлению в числе прочих документов были приложены кадастровый паспорт спорного участка и свидетельства о государственной регистрации права собственности Общества на объекты недвижимости, расположенные на этом участке.
Управление Росимущества в письмах от 29.07.2009 N 21-8563/090-1 и от 13.11.2009 N 21-12697/090-1 указало заявителю на необходимость представить следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка с отмеченными в разделах В2, В3 зданиями, строениями, сооружениями; документы, подтверждающие, что принадлежащие заявителю объекты недвижимости идентичны объектам, указанным в разделе В3 кадастрового паспорта земельного участка; заключение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области либо его территориального отдела по месту расположения земельного участка о существующих ограничениях обороноспособности испрашиваемого земельного участка, а также о наличии обременений.
В письме, направленном в Управление Росимущества 08.10.2010, Общество разъяснило, что спорный участок был сформирован в установленном порядке (с определением границ и межеванием), поставлен на кадастровый учет в целях строительства Обществом и последующей эксплуатации нефтеперекачивающей станции "Сестрорецкая"; после завершения строительства данная станция, представляющая собой комплекс объектов недвижимости и движимого имущества, введена в эксплуатацию; на 19 объектов недвижимости зарегистрировано право собственности заявителя; участок передан в долгосрочную аренду Обществу по договору от 28.07.2005 N 1047-р. К данному письму Общество приложило справку Ленинградского областного государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости (далее - ГУП "Леноблинвентаризация") от 30.06.2010 N 112 о наличии на спорном участке 19 объектов недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права собственности Общества на которые были представлены в Управление Росимущества вместе с первоначальной заявкой.
Общество 10.12.2009 направило в адрес Управления Росимущества повторную заявку N 12-17/5976 на приватизацию земельного участка и приложило акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 19.04.2006 N 914, договор аренды земельного участка от 14.11.2005 N 78-н/1594.05, выписку из ЕГРП о праве федеральной собственности на спорный участок.
Управление Росимущества 30.04.2010 направило заявителю письмо N 21-15544/09-0-1, в котором указало на необходимость представить документы, позволяющие идентифицировать объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, поскольку указанных в кадастровом паспорте сведений недостаточно для идентификации расположенных на нем зданий, строений, сооружений; обосновать площадь земельного участка, необходимую для использования объектов недвижимости; представить выписку из реестра федерального имущества в отношении земельного участка в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Ссылаясь на то, что Управление Росимущества в порядке и в срок, установленные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не рассмотрело заявление о выкупе испрашиваемого земельного участка, не приняло решения о предоставлении данного участка заявителю в собственность за плату и не направило ему проект договора купли-продажи этого участка, Общество обратилось с настоящими требованиями в суд, считая бездействие Управления Росимущества незаконным, нарушающим его права в сфере экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодек5са Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, посчитав, что представленные Обществом документы содержат противоречивые сведения об объектах недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, земельный участок сформирован для строительства объектов недвижимости, а не для их использования; площадь испрашиваемого земельного участка не определена по правилам пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция отменила решение от 14.12.2010, признала выводы суда первой инстанции неправильными, поскольку согласно землеустроительному делу спорный участок сформирован не только в целях строительства объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за Обществом, но и для их эксплуатации; в соответствии с договором от 14.11.2005 участок предоставлен в аренду Обществу также для строительства и эксплуатации нефтеперекачивающей станции; станция введена в эксплуатацию в установленном порядке; в акте ввода станции в эксплуатацию указаны сведения как об объектах недвижимости, так и о иных сооружениях, не являющихся недвижимым имуществом, расположенных на спорном участке; справками ГУП "Леноблинвентаризация" подтверждено фактическое нахождение на спорном участке объектов недвижимости Общества и отсутствие объектов, принадлежащих иным лицам.
Кассационная инстанция считает данные выводы правильными.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 того же Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела к заявлению о выкупе земельного участка Общество приложило все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации права собственности на 19 объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, справку ГУП "Леноблинвентаризация" от 30.06.2010 N 112, согласно которой на испрашиваемом участке расположены только 19 объектов недвижимости. В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактическое расположение объектов недвижимости на спорном земельном участке подтверждено представленными документами.
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, согласно пояснительной записке к землеустроительному делу N 325 площадь спорного земельного участка на период эксплуатации объекта (в том числе под площадкой нефтеперерабатывающей станции "Сестрорецкая", под подъездной автодорогой, под насосной станцией 1-го подъема, под узлы пропуска СОД (камеры очистки и диагностики), опоры к ВЛ-10 кВ) составляет 11 га. Согласно кадастровому паспорту вид разрешенного использования спорного земельного участка - "под строительство и эксплуатацию нефтеперерабатывающей станции". Таким образом, несостоятельна ссылка Управления Росимущества на то, что заявитель не представил документы, подтверждающие необходимость предоставления в собственность земельного участка площадью 110 000 кв.м для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, образующих нефтеперекачивающую станцию "Сестрорецкая".
Суд апелляционной инстанции, сделав верный вывод о том, что Управление Росимущества нарушило установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления Общества о выкупе земельного участка, а также права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно обязал Управление Росимущества подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи спорного участка.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены постановления от 29.03.2011 и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-51600/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.