Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Морозовой Н.А.,
Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга Князевой Ю.А. (доверенность от 23.05.2011 N 02-02/92), от общества с ограниченной ответственностью "ГЕНПРОЕКТ" Лазаревой И.Л. (доверенность от 18.07.2011 N 180),
рассмотрев 18.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-56291/2010,
установил
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 190068, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 8, литер А (далее - Пенсионный фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ГЕНПРОЕКТ", место нахождения: 190121, г. Санкт-Петербург, Английский пр., д. 3, литер Б, ОГРН 1069847495300 (далее - Общество), штрафа в размере 69 061 руб. 40 коп. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 решение суда первой инстанции изменено: с Общества взыскан в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 6 000 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано; с Общества взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 000 руб.
В кассационной жалобе Пенсионный Фонд, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 06.04.2011, а решение суда первой инстанции от 20.12.2010 о взыскании с Общества штрафных санкций в размере 69 061 руб. 40 коп. - оставить без изменения.
Податель жалобы ссылается на то, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для снижения размера взыскиваемого с Общества штрафа, поскольку обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), судом не установлены.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Пенсионного фонда.
Как установлено судами предшествующих инстанций, Пенсионным фондом проведена проверка своевременности предоставления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки Пенсионный фонд установил, что Общество не представило в установленный срок сведения за 2009 год, о чем составлен акт от 20.04.2010 N 178 и принято решение от 26.05.2010 N 178 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 69 061 руб. 40 коп.
Пенсионным фондом в адрес Общества 21.06.2010 выставлено требование N 178, которым предложено в срок до 09.07.2010 добровольно уплатить штраф в размере 69 061 руб. 40 коп.
Акт проверки от 20.04.2010 N 178, решение от 26.05.2010 N 178 и требование от 21.06.2010 N 178 о добровольной уплате штрафа в срок до 09.07.2010 направлены в адрес Общества, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями списков почтовых отправлений.
В связи с тем, что Общество в добровольном порядке штраф не уплатило, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 того же Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. В данной статье также предусмотрена обязанность страхователя представлять сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 17 названного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
При этом частью четвертой пункта 6 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного указанным законом.
Факт предоставления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с нарушением срока, подтвержден материалами дела, что не оспаривает и сам податель жалобы.
Размер штрафа определен органом Пенсионного фонда в соответствии с требованиями статьи 17 Закона N 27-ФЗ, исходя из суммы платежей, подлежащих уплате Обществом за отчетный период (2009 год), что составило 69 061 руб. 40 коп.
В статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 названной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В соответствии со статьей 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.
Возможность применения норм Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае вытекает из статьи 2 Закона N 167-ФЗ, указывающей на то, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и т. д.
В пункте 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 разъяснено, что, поскольку в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения финансовой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности нарушителя, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом должен руководствоваться принципами справедливости и соразмерности.
Суд апелляционной инстанции установил факт несвоевременного представления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, и наличие у Пенсионного фонда правовых оснований для применения к Обществу финансовых санкций в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела было установлено, что Общество привлекается к указанной ответственности впервые, что необходимые сведения были сданы с небольшим опозданием, а также тот факт, что размер штрафа несоразмерен совершенному нарушению.
Таким образом, признав наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 114 НК РФ, снизил размер взыскиваемого со страхователя штрафа до 6000 руб.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда апелляционной инстанции правомерным.
Переоценка исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы Пенсионного фонда у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А56-56291/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 разъяснено, что, поскольку в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения финансовой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности нарушителя, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом должен руководствоваться принципами справедливости и соразмерности.
Суд апелляционной инстанции установил факт несвоевременного представления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, и наличие у Пенсионного фонда правовых оснований для применения к Обществу финансовых санкций в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела было установлено, что Общество привлекается к указанной ответственности впервые, что необходимые сведения были сданы с небольшим опозданием, а также тот факт, что размер штрафа несоразмерен совершенному нарушению.
Таким образом, признав наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 114 НК РФ, снизил размер взыскиваемого со страхователя штрафа до 6000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2011 г. N Ф07-6337/11 по делу N А56-56291/2010