Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.02.2011 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А13-11235/2010,
установил
Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительным выданного главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Вологде (далее - УВД) предписания от 12.10.2010 N 9/2693.
К участию в деле привлечено муниципальное автономное учреждение "Управление городского хозяйства города Вологды" (далее - МАУ "Управление городского хозяйства").
Решением от 11.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 11.02.2011 и постановление апелляционной инстанции от 14.04.2011.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОГИБДД УВД 24.08.2010 проведено обследование состояния покрытия проезжей части (колейности) уличной дорожной сети города Вологды, в ходе которой установлено, что расчетная глубина колеи по измерительным участкам на подходах к путепроводу Ленинградский от перекрестка улиц Ленинградской и Кирова составила 39 мм, 39 мм, 40 мм, что больше предельно допустимого по ГОСТ Р 50597-93 значения (35 мм).
По данному факту составлен акт от 10.09.2010 и УВД в адрес Департамента вынесено предписание от 12.10.2010 N 9/2693, в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 20.10.2010 привести покрытие проезжей части на участке улицы Ленинградской (от улицы Кирова до съезда по улице Чехова) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, информацию о ходе выполнения предписания представить до 21.10.2010 по адресу: город Вологда, улица Гагарина, 66, к. 12. Предписание получено Департаментом 12.10.2010.
Полагая предписание от 12.10.2010 N 9/2693 незаконным, Департамент (сообщив при этом уполномоченному органу о выполнении данного предписания письмом от 18.10.2010 N 13-0-1/5591/20-7967), оспорил его в арбитражный суд.
Согласно статье 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение) обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в частности, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция).
Госавтоинспекция в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Положения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
В соответствии со статьей 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимают комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения согласно статьям 13 и 15 указанного Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности, которой является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 24 Устава муниципального образования "Город Вологда", принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 N 301 (далее - Устав), к вопросами местного значения муниципального образования "Город Вологда" отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация города Вологды в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 44 Устава осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе организует транспортное обслуживание населения, дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
Органом администрации города Вологды, уполномоченным на решение вопросов в сфере городского хозяйства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, является Департамент (Положение о Департаменте городского хозяйства администрации города Вологды, утвержденное решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512, далее - Положение N 512).
Основными задачами Департамента являются дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.2 Положения N 512).
Функциями Департамента являются осуществление полномочий владельца автомобильных дорог местного значения в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (пункт 3.2 указанного Положения N 512).
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения города Вологды возложена на Департамент.
Согласно абзацу 5 раздела 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки установлено, что расчетная глубина колеи по измерительным участкам на подходах к путепроводу Ленинградский от перекрестка улиц Ленинградской и Кирова составляет 39 мм, 39 мм, 40 мм, что является нарушением Отраслевых дорожных норм "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90)" ОДН 218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса России от 03.10.2002 N ИС-840-р (далее - ОДН 218.0.006-2002), согласно которым предельно допустимая глубина колеи на дороге, расчетная скорость движения по которой 60 и менее км/час, составляет 35 мм.
Учитывая, что путепровод через железнодорожные пути по улице Ленинградской, в том числе на участке от улицы Кирова до улицы Чехова, относится к дорогам местного значения городского округа и находится в ведении муниципального образования "Город Вологда", суд пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого предписания.
Довод Департамента о том, что ответственность за содержание дорог несет МАУ "Управление городского хозяйства" в силу соглашения от 28.09.2010 N 3276, согласно которому Департамент обязуется предоставить ему в октябре 2010 года субсидию в размере 21 000 000 руб. для осуществления соответствующих работ, правомерно отклонен судом.
Заключение соглашения от 28.09.2010 о предоставлении Департаментом от имени муниципального образования "Город Вологда" финансового обеспечения выполнения задания на осуществление муниципальных работ из бюджета муниципального образования "Город Вологда" в виде субсидии на возмещение нормативных затрат на выполнение МАУ "Управление городского хозяйства" работ физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с заданием (субсидия) является одним из способов выполнения Департаментом своей функции по организации надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения городского округа и не освобождает Департамент от возложенной на него обязанности по осуществлению дорожной деятельности.
Кроме того, заявителем не доказано, каким образом оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, считая правильным вывод суда о законности оспариваемого предписания и не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.02.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по делу N А13-11235/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судья |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.