Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АВАНТА" Романова С.Б. (доверенность от 21.07.2011), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области Алексеенко Е.О. (доверенность от 21.02.2011 N 05-33/35),
рассмотрев 21.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАНТА" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2010 (судья Владимирова Г.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 (судьи Осокина Н.Н., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А66-7869/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "АВАНТА" (ОГРН 1026900569211; Тверская область, город Тверь, ул. Жореса, д. 24; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (170043, Тверская область, город Тверь, Октябрьский пр., 26; далее - Инспекция, налоговая инспекция, налоговый орган) от 25.06.2010 N 39.
Решением от 30.11.2010 заявление Общества удовлетворено частично. Решение Инспекции признано недействительным в части доначисления 126 964,11 руб. налога на прибыль, 34 388,77 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления соответствующих сумм пеней и штрафов.
Постановлением апелляционного суда от 01.04.2011 решение от 30.11.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Как полагает податель жалобы, накладная по форме N Т-1 является не единственным документом, служащим для оприходования товарно-материальных ценностей; Общество доказало факт реальности хозяйственных операций с контрагентом.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой составлен акт от 28.05.2010 N 44 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2010 N 39. Обществу доначислено 432 004 руб. налога на прибыль организаций, 432 377,88 руб. НДС, 229 971 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ); начислены соответствующие суммы пеней и штрафов.
Основанием для доначисления послужил вывод об отсутствии реальных хозяйственных операций Общества с его контрагентом (обществом с ограниченной ответственностью "АГРОАЛЬЯНС"; далее - ООО "АГРОАЛЬЯНС"), сведения о котором отсутствовали в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 29.07.2010 решение Инспекции изменено. Признано недействительным доначисление НДФЛ.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно установили фактические обстоятельства дела, исследовали представленные доказательства и дали им объективную оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных статьей 171 НК РФ.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиками, которая представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Данные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Суды установили, что в обоснование произведенных расходов и налоговых вычетов по взаимоотношениям Общества с ООО "АГРОАЛЬЯНС" налогоплательщик представил копии договоров на поставку кормовых трав, товарные накладные, счета-фактуры, авансовые отчеты, кассовые чеки.
В рамках выездной налоговой проверки на запрос Инспекции поступил ответ от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве о том, что ООО "АГРОАЛЬЯНС" (ИНН 7705613227) в Едином государственном реестре юридических лиц не зарегистрировано.
В ответ на запрос Инспекции от 20.04.2010 N 16-05/07630 открытое акционерное общество "Альфа-Банк" пояснило, что ООО "АГРОАЛЬЯНС" не является клиентом данной организации.
В соответствии со статьями 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
В документах, представленных Обществом в подтверждение спорных хозяйственных операций, содержались данные о контрагенте - несуществующем юридическом лице.
Вступая в обязательственные правоотношения по поставке товара, налогоплательщик не удостоверился в правоспособности ООО "АГРОАЛЬЯНС" и в государственной регистрации этой организации в качестве юридического лица; не запросил правоустанавливающих документов у юридического лица, от имени которого выполнены документы, равно как не воспользовался общедоступной информацией о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Заявитель не принял указанных мер и на стадии исполнения сделки, осуществляя оплату приобретаемых товаров наличными денежными средствами.
Следовательно, при выборе контрагента Общество действовало без должной осмотрительности и осторожности (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, личности лица, выступающего от имени юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий).
Таким образом, представленные налогоплательщиком документы, оформленные от имени несуществующего юридического лица, не могут служить основанием для учета расходов по налогу на прибыль организаций и применения налоговых вычетов по НДС. В связи с этим у судов не имелось оснований для признания решения Инспекции в оспариваемой части недействительным.
Данная правовая позиция соответствует толкованию норм материального права, изложенному в постановлении ВАС РФ от 19.04.2011 N 17648/10, определении ВАС РФ от 04.03.2011 N 17649/10.
Вопреки утверждению, содержащемуся в кассационной жалобе, суд апелляционной инстанции в судебном заседании дал полные и обоснованные ответы на все доводы апелляционной жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по делу N А66-7869/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАНТА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.