Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Блиновой Л.В., Дмитриева В.В.,
рассмотрев 25.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.03.2011 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А05-12633/2010,
установил
Окружной фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд, ОФОМС, местонахождение: 166000, г. Нарьян-Мар, ул. Пырерка, д. 15, ОГРН 1028301648253) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - Министерство здравоохранения, местонахождение: 163004 г. Арханегльск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900544707) о взыскании 112 001 263 руб. 58 коп., в том числе 77 831 990 руб. недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения Ненецкого автономного округа (далее - НАО), и 34 169 363 руб. 58 коп. пеней.
Решением суда от 02.03.2011 с Министерства здравоохранения взыскано 564 032 руб. 10 коп. пеней за просрочку внесения платежей на обязательное медицинское страхования неработающего населения НАО. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2011 решение суда от 02.03.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения просит отменить судебные акты в части взыскания пеней и принять новое решение. В обоснование податель жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), также ссылается на отсутствие вины за нарушение сроков перечисления страховых платежей по государственному контракту от 15.12.2008 ввиду отсутствия достаточного финансирования из федерального бюджета по данному направлению.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, заместителем исполнительного директора ОФОМС проведена проверка своевременности и полноты перечисления Министерством здравоохранения страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) неработающего населения в территориальный фонд ОМС за 2009 год, о чем составлен акт от 26.04.2010.
В акте отражено, что в соответствии с Законом НАО от 27.11.2008 N 86-ОЗ "О бюджете Окружного фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год" платежи на ОМС неработающего населения в 2009 году, предусмотренные за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Архангельской области, составили 283 486 300 руб.; министерством не перечислено 77 831 900 руб.; пени по состоянию на 26.04.2010 начислены в размере 19 459 134 руб. 48 коп. По результатам рассмотрения указанного акта в адрес Министерства здравоохранения фондом направлена претензия от 11.05.2010 N 512 с требованием добровольного перечисления фонду в срок до 14.06.2010 77 831 900 руб. недоимки по платежам на ОМС неработающего населения и 20 626 612 руб. 98 коп. пеней за их несвоевременную уплату по состоянию на 11.05.2010.
Министерство здравоохранения в установленный срок требования ОФОМС не выполнило, что послужило основанием для его обращения в суд первой инстанции с заявлением от 01.11.2010, согласно которому сумма пеней на указанную дату составила 34 169 363 руб. 58 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично.
Апелляционная инстанция согласилась с решением суда, оставив его без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судами также установлен факт нарушения в течение 2009 года сроков внесения платежа в размере 205 654 400 руб., что подтверждено представленными сторонами расчетами пеней. Процедура их взыскания фондом не нарушена.
На основании части 2 статьи 2, статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (действовал в спорный период) медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (далее - Положение).
Согласно пунктам 7 и 8 названного Положения на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что к спорным правоотношениям положения статьи 401 ГК РФ не применимы, поскольку в рассматриваемом случае отношения сторон основаны на административном или ином властном подчинении.
Согласно статьям 72 и 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пени не рассматриваются в качестве санкции или вида ответственности, а являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Суды правомерно не приняли во внимание довод Министерства здравоохранения о необходимости освобождения его от ответственности за нарушение сроков перечисления страховых платежей по государственному контракту от 15.12.2008 в результате недостаточного финансирования из федерального бюджета по данному направлению, вследствие отсутствия вины должника.
Судебные инстанции обоснованно частично удовлетворили требования ОФОМС, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами правильно и нет оснований для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по делу N А05-12633/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.