Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 27.07.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясоперерабатывающий завод" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2010 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 (судьи Полубехина Н.С., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-5831/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Мясоперерабатывающий завод", место нахождения: Московская область, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 7а, офис 402, ОГРН 1023900769969 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: Калининград, ул. Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446 (далее - Управление), по внесению в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках с кадастровыми номерами:
- 39:15:11 02 06:0023, кадастровая стоимость 404 655 104,14 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0017, кадастровая стоимость 2 214 135 руб., удельный показатель 268,38;
- 39:15:11 02 06:0019, кадастровая стоимость 1 003 472,82 руб., удельный показатель 268,38;
- 39:15:11 02 06:0014, кадастровая стоимость 15 257 950,57 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0026, кадастровая стоимость 2 717 501,79 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0028, кадастровая стоимость 65 096,47 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0029, кадастровая стоимость 100 403,03 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0030, кадастровая стоимость 187 566,1 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0031, кадастровая стоимость 75 026,44 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0032, кадастровая стоимость 78 336,43 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0033, кадастровая стоимость 67 303,13 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0034, кадастровая стоимость 66 199,8 руб., удельный показатель 1103,33;
- 39:15:11 02 06:0035, кадастровая стоимость 110 333 руб., удельный показатель 1103,33.
Заявитель также просил устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, исключить из Государственного земельного кадастра ошибочные сведения о наименовании лиц, в пользу которых установлены обременения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:11 02 06:0001, 39:15:11 02 06:0018, 39:15:11 02 06:0025, 39:15:11 02 06:0009, 39:15:11 02 06:0023, 39:15:11 02 06:0017, 39:15:11 02 06:0019, 39:15:11 02 06:0021, 39:15:11 02 06:0038.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Калининградской области, место нахождения: Калининград, Осенняя ул., д. 32 (далее - Учреждение), и правительство Калининградской области, место нахождения: Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300.
Решением от 19.10.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.03.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, после проведения оценки земель ответчик внес в Государственный земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости и удельных показателях спорных земельных участков на основании протокола изменения экономических характеристик (актуализации кадастровой стоимости), что противоречит порядку проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель; в нарушение постановления Правительства Калининградской области от 28.11.2008 N 769 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области" (далее - Постановление N 769) ответчик внес в Государственный земельный кадастр ошибочные сведения о кадастровой стоимости и удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания по определению стоимости).
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его слушания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра города Калининграда от 27.11.2001 N 3720 мэрия города Калининграда (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "КарСар-плюс" (арендатор) 07.03.2002 заключили договор N 004451 аренды указанных в приложении N 1 к нему земельных участков, находящихся в поселке А. Космодемьянского в Октябрьском районе Калининграда, сроком на 49 лет.
Дополнительным соглашением от 17.07.2002 N 004451-0 к договору стороны внесли изменения в состав переданных в аренду городских земель.
Мэрия г. Калининграда, общество с ограниченной ответственностью "КарСар-плюс" и Общество 18.07.2002 заключили соглашение N 004451-1 об уступке прав по договору аренды от 07.03.2002 N 004451, в соответствии с которым все права и обязанности по указанному договору перешли к Обществу.
В соответствии с пунктом 4.10 договора арендатор обязан до 30 марта каждого года представлять в Комитет муниципального имущества города Калининграда декларацию по арендной плате за землю с указанием кадастровой стоимости земельных участков.
В январе 2009 года Обществом от Учреждения были получены кадастровые выписки в отношении земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами: 39:15:11 02 06:0023 (кадастровая стоимость 270 465 687 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0017 (кадастровая стоимость 1 331 220 руб., удельный показатель 161,36); 39:15:11 02 06:0019 (кадастровая стоимость 603 325 руб., удельный показатель 161,36); 39:15:11 02 06:0014 (кадастровая стоимость 10 198 196 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0026 (кадастровая стоимость 1 816 339 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0028 (кадастровая стоимость 43 510 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0029 (кадастровая стоимость 67 108 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0030 (кадастровая стоимость 125 367 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0031 (кадастровая стоимость 50 147 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0032 (кадастровая стоимость 52 359 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0033 (кадастровая стоимость 44 984,45 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0034 (кадастровая стоимость 44 247 руб., удельный показатель 737,45); 39:15:11 02 06:0035 (кадастровая стоимость 73 745 руб., удельный показатель 737,45).
В конце 2009 года Общество повторно обратилось в Учреждение с запросом о получении кадастровых выписок на арендуемые земельные участки для целей, не связанных с расчетом арендных платежей.
Полученные 18.01.2010 Обществом кадастровые выписки содержали иные сведения о кадастровой стоимости названных земельных участков, а в качестве лица, в пользу которого установлено обременение в виде аренды земли, указано общество с ограниченной ответственностью "КарСар-плюс".
Общество обратилось в Управление с запросом от 25.04.2010 N 15 о порядке формирования и утверждения кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков.
Письмом от 27.04.2010 N 1134-6/25 Управление сообщило, что спорные земельные участки не вошли в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и не были оценены в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением N 769). Спорные земельные участки оценивались в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости по заявлению правообладателя.
Ссылаясь на то, что Управление без надлежащих правовых оснований внесло ошибочные сведения в Государственный земельный кадастр о кадастровой стоимости и удельных показателях кадастровой стоимости спорных земельных участков, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций не установили несоответствия действий Управления закону или иному нормативному правовому акту и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц обладают лица, которые таким способом защищают свои права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что они нарушены оспариваемым актом или действиями (бездействием) в связи с несоответствием закону или иному нормативному правовому акту.
Требование о признании незаконными действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
Согласно пункту 1.4 Методических указаний порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В силу подпункта 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
Судами установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Калининградской области проведены в 2007 - 2008 годах по состоянию на 01.01.2007. Заказчиком выступало правительство Калининградской области. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Калининградской области, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Калининградской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Калининградской области утверждены Постановлением N 769.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению стоимости. Пунктом 2.1.3 данных Методических указаний предусмотрено, что в случае образования новых или выявления ранее учтенных земельных участков в границах существующего поселения их кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала на площадь земельного участка.
Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрено определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта Калининградской области в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.
Как установлено судами, спорные земельные участки были учтены в государственном земельном кадастре в 2001-2002 годах; в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, учтенных по состоянию на 01.01.2007, не вошли.
В связи с тем, что указанные земельные участки отсутствовали в перечне объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке в соответствии с Постановлением N 769, их кадастровая стоимость была определена в соответствии с Методическими указаниями по определению стоимости согласно утвержденным этим же Постановлением показателям среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв.м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Калининградской области.
С учетом обстоятельств настоящего дела и того, что заявитель просил устранить нарушения его прав путем внесения в Государственный земельный кадастр сведений о результатах оценки земельных участков, утвержденных постановлением администрации Калининградской области от 10.01.2003 N 7 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калининградской области", признанным утратившим силу пунктом 2 Постановления N 769, суды не установили в действиях государственного органа нарушений закона и правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А21-5831/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясоперерабатывающий завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.